Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Фроузон Фиш":
в отсутствие представителей Заказчиков - Образовательных учреждений Всеволожского района Ленинградской области, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6631 от 09.06.2021) на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (лот 1).
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено Заказчиком 30.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 489 871,18 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям (часть 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием составлен Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 07.06.2021 NПРОI1, в соответствии с которым заявке с идентификационным номером "4849" отказано в допуске к участию в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме на основании следующего:
"В Приложении N 3 специальной части конкурсной документации по позиции N 11 "Бананы свежие весовые 1 кл." установлены, в том числе следующие требования: "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру: 3,0 - 4,0 см".
В заявке участник закупки предоставил по позиции N 11 "Бананы свежие весовые 1 кл.", в том числе следующие сведения: "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру: 3,5 см.".
При этом, в соответствии с порядком представления сведений о конкретных значениях показателей товаров в составе заявки на участие в закупке, установленным в п. 12.1 разд. 12 общей части конкурсной документации (далее - инструкция), во всех иных случаях, не указанных в настоящей инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией.
Соответственно, указав по позиции N 11 "Бананы свежие весовые 1 кл.", значение показателя "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру", не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям конкурсной документации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, участник закупки не допускается к участию в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме (основание для отклонения заявки - п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе).
Представитель Заказчика пояснил, что общая часть документации в Разделе 12 содержит Инструкцию по заполнению заявки, в том числе к описанию предложения участника конкурса, в соответствии со статьей 54.4 Закона N 44-ФЗ (далее - Инструкция). Следовательно, участникам в составе заявки надлежало предоставить значения показателей, установленных в Приложении N 3 Специальной части документации (далее - Приложение), в соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции.
По мнению Заявителя, его заявке неправомерно отказано в допуске к участию в конкурсе с ограниченным участием, поскольку при заполнении сведений по показателю N 11 он руководствовался следующим положением Инструкции:
"3.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "Наименование показателя: N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений".
Как пояснил представитель Заявителя, исходя из заданного Заказчиком в Приложении требования "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру: 3,0 - 4,0 см", данное значение показателя, согласно требованиям Инструкции, отнесено им к показателям, по которым в составе заявки необходимо предоставить конкретное значение.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с Инструкцией установлено следующее:
"Числовое значение - всякое число (целое либо дробное, при наличии с указанием на положительное либо отрицательное значение), с установленной единицей измерения, непосредственно после числа".
Как пояснил представитель Уполномоченного органа, в соответствии с заданным требованием к значению показателя "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру: 3,0 - 4,0 см", единица измерения установлена только после одного из чисел: 3,0 - 4,0 см., следовательно, положения пункта 3.6 в рассматриваемом случае неприменимо.
Представитель Уполномоченного органа указал, что в отношении показателя "Размеры плодов по наибольшему поперечному диаметру: 3,0 - 4,0 см" применимым является положение Инструкции, в соответствии с которым "во всех иных случаях, не указанных в настоящей инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией."
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Вместе с тем, представитель Уполномоченного органа не пояснил для каких установленных требований к значениям показателей применимо положение пункта 3.6 Инструкции, в соответствии с которым наименование показателя: N1 - N2 означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленная в конкурсной документации Инструкция не определяет однозначный порядок заполнения заявки участника в части предоставления сведений о конкретных значениях показателей, указанных в Приложении, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что выявленное нарушений не повлияло на процедуру осуществления конкурса с ограниченным участием в электронной форме, в связи с чем Комиссией принято решение предписание Заказчику не выдавать.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фроузен Фиш" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе;
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушений не повлияло на процедуру осуществления конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 июня 2021 г. N 047/06/54.5-1305/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021