Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения "Оператор электронного правительства":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ЭвэяСофт", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6579 от 09.06.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению централизованных подсистем и компонентов регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено Заказчиком 18.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 173 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно первому доводу жалобы, Заказчик, по мнению Заявителя, неправомерно ограничил число потенциальных участников закупки.
Комиссией установлено, что согласно пункту 4.4 Регламента, размещенного Заказчиком в Приложении N3 к техническому заданию "Сопровождение интеграции с МИС" включает в себя:
- подключение сторонних медицинских информационных систем к тестовой среде ЦОД путем выдачи авторизационных данных и добавления соответствующих объектов в тестовую среду подсистемы "АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (интеграционной шины) подсистемы "Интегрированная электронная медицинская карта", подсистемы "Обмен данными лабораторных исследований", подсистемы "Обмен данными инструментальных исследований" и подсистемы "Управление очередями на оказание медицинской помощи".
- консультирование по вопросам поддержки существующих протоколов обмена данными с подсистемой "АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (интеграционной шины), подсистемой "Интегрированная электронная медицинская карта", подсистемой "Обмен данными лабораторных исследований" и подсистемой "Управление очередями на оказание медицинской помощи", компонентом "Аналитика в здравоохранении, подсистемой "Оказание медицинской помощи
больным с онкологическими заболеваниями".
- тестирование работоспособности интеграции подсистемы "АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (интеграционной шины), подсистемы "Интегрированная электронная медицинская карта", подсистемы "Обмен данными лабораторных исследований", подсистемы "Обмен данными инструментальных исследований" и подсистемы "Управление очередями на оказание медицинской помощи" со сторонними медицинскими информационными системами в тестовой среде ЦОД;
- подключение сторонних медицинских информационных систем к промышленной среде Системы путем выдачи авторизационных данных и добавления соответствующих объектов в промышленную среду подсистемы "АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (ионтеграционной шины), подсистемы "Интегрированная электронная медицинская карта Ленинградской области" с компонентом "Система управления доступом" и компонентом "Портал врача", подсистемы "Обмен данными лабораторных исследований", подсистемы "Обмен данными инструментальных исследований", подсистемы "Управление очередями на оказание медицинской помощи", подсистемы "Центральный архив медицинских изображений".
Заявитель также приводит довод о том, что Заказчик указал, что обмен данными с МИС происходит через веб-сервисы подсистем РС ЕГИСЗ ЛО, при этом не дал объяснение понятию "Вэб-сервис".
Заявитель в доводах жалобы отмечает, что Заказчик не дал определение понятию "тестовая среда ЦОД", не определен порядок и условия предоставления доступа Заказчиком Исполнителю в ЦОД (центр обработки данных), в котором установлено программное обеспечение РЕГИЗ, и доступа к тестовой среде ЦОД.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в частности:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований,
условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком не представлено надлежащих доказательств, опровергающих доводы жалобы Заявителя.
В доводах жалобы Заявитель также оспаривает указывает, что техническое задание и материалы, содержащие по указанной в Описании объекта закупки ссылке http://lo-miac.ru/article/117, не содержит описания сервисов, подлежащих мониторингу, тексты запросов могут быть сформированы только при наличии технической и эксплуатационной документации, либо разработчиком подсистем, указанных в пунктах А), Б), В), Г), Л) пункта 4.2 Приложения N 3 к техническому заданию.
Комиссией установлено, что в составе конкурсной документации Заказчиком размещено, в том числе следующее:
"Регламент оказания услуги "Консультации по эксплуатации и настройке системы мониторинга функционирования специального программного обеспечения, включая восстановление работоспособности специального программного обеспечения"
Комиссией установлено, что Заказчиком в составе конкурсной документации размещеног, в том числе, следующее:
"В рамках оказания услуги Исполнитель оказывает консультации по эксплуатации и настройке системы мониторинга функционирования специального программного обеспечения на основе Zabbix, функционирующей у Заказчика, а также по запросу обеспечивает восстановление работоспособности специального программного обеспечения. Функции системы мониторинга включают, но не ограничиваются контролем за состоянием времени ответа web-приложений, количеством одновременных веб-сессий на серверах Системы, доступности подсистем, наличием ошибок в журналах работы подсистем, включая восстановление работоспособности программного обеспечения в случае возникновения сбоев в его функциональности. В случае возникновения сбоя в инфраструктуре (нарушение сетевого взаимодействия, возникновение аппаратных сбоев и т.п.) Исполнитель выполняет восстановление работоспособности специального программного обеспечения только после устранения Заказчиком возникшего сбоя.
Оказание услуги Исполнитель осуществляет в части программных компонентов следующих подсистем РС ЕГИСЗ ЛО:
Подсистема АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (интеграционной шины) в части обеспечения возможности информационного взаимодействия с компонентом ЕГИСЗ "Концентратор услуг ФЭР" для предоставления услуг "Вызов врача на дом" и "Запись на прохождение профилактических осмотров, диспансеризацию", "Запись по направлению" через ЕПГУ;
Подсистема "Региональный регистр медицинских работников";
Подсистема Региональный регистр медицинских организаций;
Компонент "Аналитика в здравоохранении";
Подсистема "Интегрированная электронная медицинская карта Ленинградской; области" с компонентом "Система управления доступом" и компонентом "Портал врача";
Подсистема "Управление очередями на оказание медицинской помощи";
Подсистема "Региональный индекс пациентов";
Подсистема "Оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями";
Подсистема "Центральный архив медицинских изображений Ленинградской области";
Подсистема "Обмен данными лабораторных исследований";
Подсистема "Обмен данными инструментальных исследований";
Подсистема "Управление нормативно-справочной информацией";
Подсистема "Диспетчерская служба скорой медицинской помощи Ленинградской области.
Система мониторинга обеспечивает автоматизированное прохождение сценариев работы указанных выше подсистем путем выполнения запросов к ним и предоставлять данные о доступности подсистемы, времени отклика подсистемы и наличии ожидаемых значений в интерфейсе каждой подсистемы.
Конкретный набор параметров для мониторинга по каждой подсистеме приведен ниже.
А) Подсистема АИС "Межвед ЛО" для организации оказания государственных услуг в сфере здравоохранения (интеграционной шины):
доступность wsdl-сервиса в ЦОДе;
доступность wsdl-сервиса МИС в МО;
доступность записи через портал ЕПГУ;
среднее время ответа сервиса на запрос;
корректность ответа на запрос getversion
корректность ответа на запрос geterrorlist
наличие/отсутствие данных в recordlog
наличие/отсутствие данных в refusallog
Б) Подсистема "Интегрированная электронная медицинская карта Ленинградской области":
доступность wsdl-сервиса;
среднее время ответа сервиса на запрос;
корректность ответа на запрос getversion
корректность ответа на запрос geterrorlist
наличие/отсутствие данных в recordlog
наличие/отсутствие данных в refusallog
наличие/отсутствие успешно принятых сервисом случаев медицинского обслуживания и пациентов за последние сутки
Компонент система управления доступом:
доступность по протоколу HTTP
корректность ответа на типовой запрос
Компонент Портал врача
доступность по протоколу HTTP
корректность ответа на типовой запрос
В) Подсистема "Обмен данными лабораторных исследований"
доступность по протоколу HTTP
корректность ответа на типовой запрос
Г) Подсистема "Управление очередями на оказание медицинской помощи".
доступность по протоколу HTTP
корректность ответа на типовой запрос
корректность ответа на типовой запрос
Л) Подсистема "Обмен данными инструментальных исследований";
доступность по протоколу HTTP
корректность ответа на типовой запрос"
В соответствии с разделом 2.1 приложения 5 к техническому заданию актуальная техническая и эксплуатационная документация по подсистемам РС ЕГИСЗ ЛО размещается на сайте ГКУЗ ЛО "Медицинский информационно-аналитический центр" http://lo-miac.ru/article/117.
В доводах жалобы Заявитель отмечает, что техническое задание и материалы, содержащие по указанной в описании объекта закупки ссылке http://lo-miac.ru/article/117, не содержит описания сервисов, подлежащих мониторингу, тексты запросов могут быть сформированы только при наличии технической и эксплуатационной документации, либо разработчиком подсистем, указанных в пунктах А), Б), В), Г), Л) п. 4.2 Приложения N 3 к техническому заданию.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭвэяСофт" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 54.3, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 июня 2021 г. N 047/06/54.3-1310/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2021