Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
от Комитета по здравоохранению Ленинградской области (далее - Заказчик):
от Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителя ООО "СИНЕРГИЯ ПЛЮС" (далее - Заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленного о заседании Комиссии в формате видеоконференцсвязи,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6679 от 11.06.2021) на положения документации электронного аукциона N 0145200000421000741 на поставку компьютерных томографов рентгеновских спиральных с многорядным детектором (многосрезовых).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 265 350 528,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не истек (согласно данным ЕИС: 28.06.2021 09:00 МСК).
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение в ЕИС информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 878 определено, что обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
При этом, в соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 878 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Аукционной документацией Заказчика подтверждается, что предметом закупки, в соответствии с "Описанием объекта закупки", является: Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый) (ОКПД 26.60.11.119, 26.60.11.111), а также применен код КТРУ 26.60.11.119-00000020 (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела).
При этом, Товар с данным кодом КТРУ включен в каталог 14.09.2020 в 10:14 (МСК).
Таким образом, в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 имелись сведения о радиоэлектронной продукции, относящей к тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке Заказчиком, что подтверждается следующими данными:
Порядковый номер реестровой записи |
Дата формирования реестровой записи |
Код промышленной продукции по ОК 034 2014 (КПЕС 2008) |
Наименование радиоэлектронной продукции |
Телекоммуникационное оборудование/ радиоэлектронная продукция |
Информация о заявителе |
||||||||
Наименование юридического лица |
Местонахождение юридического лица |
ОГРН |
ИНН/КПП |
адрес сайта заявителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|||||||||
РЭ-2220/20 |
30.10.2020 |
26.60.11.111 |
КОМПЛЕКС ТОМОГРАФИЧЕСКИЙ РЕНТГЕНОВСКИЙ (KTР) |
Радиоэлектронная продукция |
АО "НИПК "Электрон" |
197758, г. Санкт-Петербург, пос. Песочный, ул. Ленинградская, д. 52 А, лит. А |
1027812405500 |
7827012767/784301001 |
https://electronxray.com/ |
Комиссией установлено, что Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, в составе документации об электронном аукционе размещено обоснование невозможности применения Постановления Правительства РФ N 878 на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в котором указано, что в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая Заказчиком к закупке, а именно, Заказчиком указано:
"Объект закупки: Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый).
Обстоятельство, обусловливающее невозможность соблюдения ограничения по коду ОКПД 26.60.11.119: подпункт "а" пункта 2 "Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, а именно:
в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.
Обстоятельство, обусловливающее невозможность соблюдения ограничения по коду ОКПД 26.60.11.111: подпункт "б" пункта 2 "Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, а именно:
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о которой включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки
N п/п |
Характеристики |
Требуемые |
Комплекс томографический рентгеновский (КТР) |
Обоснование |
3.3 |
Общее количество элементов детектора |
Не менее 21800 |
21504 |
Влияет на объем одновременно обрабатываемых данных |
5.2 |
Скорость охлаждения анода рентгеновской трубки |
Не менее 820 kHU/ мин |
815 |
ГОСТ Р 55771-2013 п.5.1 "Скорость охлаждения рентгеновской трубки" |
5.3 |
Размер малого фокального пятна |
Не более 1,0 x 0,5 мм |
1,3 х 0,5 |
Для оптимизации дозовой нагрузки при минимальном значении силы тока |
5.4 |
Размер большого фокального пятна |
Не более 1,1 x 1,0 мм |
1,3 х 1,0 |
Для проведения сканирования на больших токах |
Класс радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки: радиоэлектронная продукция (Томографы компьютерные).
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция: приведены в описании объекта закупки".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, утверждённого Постановлением N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ, утверждённого Постановлением N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с письмом ФАС России от 19 июня 2019 г. N МЕ/51304/19 в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации письмо от 13 февраля 2020 г. N 24-06-07/9746:
- каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в контракте, иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (подпункт "а" пункта 2);
- заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, содержащую описание товара, работы, услуги, с указанной в ней даты начала обязательного применения (пункт 4);
- участниками контрактной системы каталог используется в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах (пункт 12).
Таким образом, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Комиссия установила, что поскольку в соответствии с подпунктом а) пункта 5 Правил использования КТРУ, утверждённого Постановлением N 145, правило о дополнительных потребительских свойствах, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работ, услуг в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень Постановления Правительства РФ N 878, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а Заказчик для данной закупки разместил обоснование невозможности применения Постановления Правительства РФ N 878, то Заказчик не мог указывать в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации, дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, поскольку обязан включать только информацию, в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ, утверждённого Постановлением N 145, предусмотренную КТРУ.
Вышеуказанная позиция полностью согласовывается с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 25.08.2020 N24-06-05/74463, а именно "С 01.07.2020 вступили в силу подготовленные во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации положения пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 961.
Указанные положения вносят изменения в пункт 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключающие возможность применения дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией каталога, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Минфин России сообщает, что условием применения таких изменений (положений подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога) является включение закупаемой радиоэлектронной продукции (соответствующего кода такой закупаемой продукции) в Перечень.
При этом внесенные изменения применяются вне зависимости от установления в соответствии с Постановлением N 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в настоящее время положения подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога, запрещающие использование дополнительных характеристик, применяются также, если в соответствии с Постановлением N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, заказчиком не установлено".
Поскольку Заказчиком, помимо характеристик из КТРУ предъявлены требования к иным характеристикам, то Комиссия признает восьмой довод Общества об избыточных требований к объекту закупки, не включенных в позицию каталога КТРУ, обоснованным.
Второй довод Общества о том, что Заказчик проигнорировал требования постановления правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", не принимается Комиссией.
По требуемому виду продукции, а именно ОКПД2 26.60.11.111 минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств должна составлять в 2021 году - не менее 50%, в 2022 году - не менее 65%.
Поскольку 2021 год, на момент заседания Комиссии, не завершился, то Комиссия не может принять во внимание гипотетические аргументы Общества о том, что Заказчиком возможно не будет соблюден вышеуказанный показатель, поскольку Заявитель не учитывает другие закупки Заказчика.
Первый довод Общества жалобы находит свое подтверждение, поскольку пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Совокупный анализ характеристик к товару, в документации об электронном аукционе показал, что в техническом задании Заказчика содержатся характеристики оборудования, которые в совокупности указывают на соответствие только одного производителя, а именно Томограф компьютерный Optima CT520 с принадлежностями производства "ДжиИ Ханвэй Медикал Системз Ко., Лтд.".
В частности, по позиции 6.2 Технического задания по показателю "Предельная нагрузка на стол пациента" Заказчиком установлено требование "Не более 220", анализ других Томографов, существующих на рынке (например, томограф компании "Siemens Healthcare GmbX"), доказывает, что они способны выдержать и большей вес пациента, вместе с тем, Заказчик не обосновывает в документации почему у него имеется потребность исключительно товара с данной ограничивающей характеристикой.
Аналогичные характеристики показателей Заказчика в документации
- 5.3 "Размер малого фокального пятна, мм" с требованием "Не более 1,0 x0,5";
- 5.4 "Размер большого фокального пятна, мм" с требованием "Не более 1,1x1,0";
- 9.1 "Низкоконтрастная разрешающая способность, мм" с требованием "Не более 3";
являются доказательством невозможности поставки томографов компании в частности "Canon medical systems" и "Philips".
Таким образом, устанавливая характеристики единственного производителя в аукционной документации, Комиссия усматривает действия со стороны Заказчика, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, при том, что закупка имеет НМЦК в 265 350 528,00 рублей.
Доводы с третьего по седьмой о том, что ограничением конкуренции является:
- требование о производстве оборудования "не ранее 2021 года",
- требование указания в заявке "страны производителя",
- отсутствие возможности привлечение соисполнителей,
- отдельно не установлен срок оказания услуг для монтажа,
- имеются показатели не требующие предоставления значения,
признаются Комиссией необоснованными, поскольку Заявитель не обосновал невозможность заполнения заявки, а также факт того, что данные показатели реально приводят к сокращению числа участников с учетом в том числе потребностей Заказчика, кроме того механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Дополнительно, в ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Техническое задание (Приложении N 1 к Аукционной документации "Описание объекта закупки") сформировано заказчиком не по ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок".
Комиссия проанализировала Гост и показатели товара, необходимого к поставке и считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 3.3 Приложении N 1 к Аукционной документации в наименовании параметра "общее количество элементов детектора" Заказчиком установлено требование "Не менее 21800". Вместе с тем, соответствии с ГОСТ Р 55771-2013 п. 5.1 отсутствует такое понятие как "Общее количество элементов детектора".
Таким образом, подобное описание характеристики приводит к невозможности определить какой именно параметр интересует Заказчика и фактически составляет его нужду.
Заказчик попытался дать определение, что представляет собой параметр "общее количество элементов детектора", вместе с тем, анализ документации позволяет сделать вывод, что описание и определение отсутствует в нем, следовательно, не может быть принят.
Комиссия исходит из того, что именно документация Заказчика должна раскрывать все его потребности при использовании в том числе "негостируемых" показателей, а не указываться в пояснениях исключительно контролирующему органу.
Согласно пункту 5.1 Приложении N 1 к Аукционной документации в наименовании параметра "Теплоёмкость анода рентгеновской трубки, MHU" Заказчиком установлено требование "Не менее 3,5". Вместе с тем, анализ ГОСТа Р 55771-2013 доказывает, что он имеет понятие "Теплоёмкость рентгеновской трубки", при этом "Теплоёмкость анода рентгеновской трубки", как параметр, заявленный Заказчиком, в ГОСТе не имеется.
Заказчик попытался дать определение, что представляет собой параметр "Теплоёмкость анода рентгеновской трубки", вместе с тем, описание и определение отсутствует в документации, следовательно, не может быть принят Комиссией.
Комиссия исходит из того, что именно документация Заказчика должна раскрывать все его потребности при использовании в том числе "негостируемых" показателей, а не указываться в пояснениях исключительно контролирующему органу.
Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие технического задания требованиям ГОСТ, что приводит к невозможности определить, что именно имел в виду Заказчик по ряду требований к оборудованию, и как следствие, понять соответствует ли предлагаемое к поставке оборудование требованиям Заказчика или нет, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения в части правил описания объекта закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИНЕРГИЯ ПЛЮС" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать предписание, поскольку ранее (17.06.2021) Комиссия Ленинградского УФАС России уже выдало предписание о приведении документации закупки N0145200000421000741 в соответствие требованиям Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 июня 2021 г. N 047/06/64-1318/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021