Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Глобал":
в отсутствие представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципальных общеобразовательных учреждений, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседании Комиссии,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6782 от 15.06.2021) на действия заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по оказание услуг по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 24.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 311 910 422,00 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что объектом закупки является Оказание услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов, Заказчиком выбран код по ОКПД2 81.29.19.000 Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно информации из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2) эта группировка включает:
- неспециализированные услуги по чистке и уборке автобусов, поездов метро, прочих поездов, самолетов, судов и прочего транспортного оборудования;
- услуги по мойке бутылок;
- услуги по чистке и техническому обслуживанию плавательных бассейнов;
- услуги по чистке внутренних поверхностей автомобильных цистерн и морских танкеров;
- услуги по уходу за декоративными изделиями из стекла, металла, дерева, кожи;
- услуги по уходу за лепными и скульптурными украшениями;
- услуги по чистке жалюзи; - услуги по чистке сливных и канализационных решеток, труб и желобов;
- прочие услуги по чистке и уборке, не включенные в другие группировки
Код ОКПД 2 81.21.10., соответствующей одной из стадий оказания услуг, включается в обязательный перечень услуг, закупка которых возможна, по мнению Заявителя, исключительно в рамках электронного аукциона.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заказчиком в целях установления соответствующего указанным в Приложении N 2 к техническому заданию видам работ определен код ОКПД2 81.29.19.000, отвечающий потребности Заказчика.
Предложенный участником заказчику код ОКПД2 81.21.10 не может рассматриваться в качестве соответствующего потребности Заказчика в виду того, что в рамках предлагаемого к заключению контракта не предполагается уборка и обслуживание домов, квартир, зданий коммерческого, административного и промышленного назначения, отсутствует необходимость в полировки какой-либо мебели, а также обслуживании зданий в части выполнения работ по мелкому ремонту. Кроме того, указанный в запросе код ОКПД2 81.21.10 не отвечает установленным в Приложении N 2 к техническому заданию видам работ. В частности, указанный код не предполагает выполнение работ по уходу за растениями, стирки штор и жалюзи, а также очистке от мусора уличных урн.
Представитель Уполномоченного органа также пояснил, в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", в указанную заявителем группировку не входят, в том числе, специализированные услуги по чистке и уборке внутри помещений, такие как чистка дымоходов, чистка каминов, печек, печей, мусоросжигателей, котлов, вентиляционных трубопроводов, вытяжных устройств.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Приложение N 2 к ТЗ "Требования к количественным характеристикам" установлена обязанность исполнителя оказывать вид услуг "Влажное обслуживание вентиляционных помещений" с периодичностью "1 раз в неделю".
При этом, используемый Заказчиком код ОКПД2 81.29.19.000 включает, в том числе, прочие услуги по чистке и уборке, не включенные в другие группировки, что в полной мере отражает потребность Заказчика в части оказания комплекса услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения положений Закона о контрактной системе, так как, выбранный Заказчиком код ОКПД полностью соответствует потребности Заказчика в части оказания комплекса услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что согласно пункту 10 Информационной карты Заказчика конкурсной документации в составе первой части заявки участник закупки должен предоставить Предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Заказчик установил правила о том, что участникам закупки необходимо описать в качественном предложении все стадии оказания услуг согласно пункте 4 Технического задания:
- Уборка внутренних помещений;
- Гардеробное обслуживание;
- Уборка прилегающей территории ОУ.
В совокупности указанные положения, по мнению Заявителя, свидетельствуют об отсутствии пропорциональности качественного предложения участника шкале присвоения баллов, установленной Заказчиком.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что представленное участником в составе заявки является Приложением N 3 к контракту "Условия выполнения работ, являющихся объектом закупки", которое заполняется на основании предложения о качественных характеристиках объекта закупки. Более того, в соответствии с п. 3.1.1 проекта контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (приложение N 2) в полном объеме и надлежащего качества (приложение N 3).
При учете обязанности исполнителя оказывать услуги, установленные в п. 4 Технического задания в объеме Приложения N 2 к Техническому заданию, отсутствие описания одной из стадий оказания услуг не может быть оценено Заказчиком больше, чем на 0 баллов, в виду отсутствия закрепленного контрактом порядка оказания услуг по одной из стадий оказания услуг.
В соответствии с Порядком оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установленным в разделе 4 конкурсной документации, в рамках показателя "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Качество) оценивается наличие или отсутствие предложения в отношении установленных в документации оцениваемых характеристик по всем видам работ, установленным в документации, в рамках каждой стадии выполнения работ. Соответственно, с учетом того, что предметом оценки является наличие или отсутствие предложения, степень детализации такого предложения не влияет на результаты оценки.
Заказчиком однозначно определены оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- квалификация привлекаемых трудовые ресурсы;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- организация работы по обеспечению охраны труда;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
При этом, в разделе 4 Технического задания установлены три стадии выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
В соответствии с положениями документации установлена точная шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию:
0 баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено на странице 6 информационной карты заказчика - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 7 на странице 6 информационной карты заказчика - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 6 на странице 6 информационной карты заказчика - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Соответственно, определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника.
Согласно абзацу 4 Приложения N 4 (пункт 10) к документации описание стадии оказания услуг признается представленным частично в случае, если описание стадии оказания услуг не содержит описания всех видов оказания услуг (исчерпывающий перечень видов работ установлен в документации), соответствующих стадии, и/или описание хотя бы одного вида оказания услуг представлено не в полном объеме. В сноске 7 на стр. 6 Приложения N 4 к документации дано определение понятию "Описание вида оказания услуг, представленного не в полном объеме": описание вида оказания услуг, соответствующего стадии оказания услуг, признается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание вида оказания услуг не содержит описание оказываемых услуг в отношении всех оцениваемых характеристик, и/или такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик не соответствует положениям конкурсной документации
Соответственно, документацией однозначно определено, какое именно предложение о качестве признается представленным частично - отсутствует предложение в отношении хотя бы одного вида работ по стадии и/или предложение в отношении какого-либо вида работ не содержит предложения в отношении всех характеристик.
Согласно абзацу 3 Приложения N 4 (пункт 10) к документации описание стадии оказания услуг признается представленной в полном объеме в случае, если описание стадии оказания услуг содержит описание всех видов оказания услуг, соответствующих стадии, и описание видов оказания услуг представлено в полном объеме. В сноске 6 на стр. 6 Приложения N 4 к документации дано определение понятию "Описание вида оказания услуг, представленного в полном объеме": описание вида оказания услуг, соответствующего стадии оказания услуг, признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание вида оказания услуг содержит описание оказываемых услуг в отношении всех оцениваемых характеристик, и такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям конкурсной документации.
Соответственно, документацией однозначно определено, какое именно предложение о качестве признается представленным в полном объеме - представлено предложение в отношении всех видов услуг по стадии и в отношении всех установленных характеристик.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком однозначно определены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также установлена инструкция по ее заполнению.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Глобал" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 июня 2021 г. N 047/06/54.3-1329/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021