Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ФАВОРИТ СПЕЦТЕХНИКА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Химки "Аварийно-спасательная служба" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание в 2021 году услуг по содержанию и техническому обслуживанию пожарных пирсов, подъездных путей и мест забора воды пожарными автомобилями на территории городского округа Химки для нужд МБУ "ХимСпас" (извещение N 0848300044521000087 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части непринятия к оценке документов и сведений, представленных в составе второй части заявки Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 20.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 400 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 07.06.2021;
4) на участие в Конкуре подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно не приняты к оценке документы и сведения, представленные в составе второй части заявки Заявителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.06.2021 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявке Заявителя (номер заявки "2") присвоено 9,49 баллов:
Идентификационный номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки |
Обоснование решения об отклонении заявки |
Итоговая оценка |
1 |
Соответствует |
|
0.07 |
2 |
Соответствует |
|
9.49 |
3 |
Соответствует |
|
37.63 |
Вместе с тем, из Протокола не представляется возможным выявить обоснование присвоения количества баллов заявкам участников закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жлобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") установлено, в том числе следующее:
"Оценивается количество привлекаемых участником закупки штатных или привлеченных на договорной основе специалистов, для оказания услуг (выполнения работ) по:
- содержанию и техническому обслуживанию водоемов.
Подтверждаются представлением следующих документов:
Для привлекаемых специалистов, состоящих в штате участника закупки по основному месту работы:
- копия штатного расписания и/или выписка из штатного расписания участника закупки, заверенная печатью (при наличии) и подписью участника закупки;
Для привлекаемых специалистов, не состоящих в штате участника закупки:
- копии гражданско-правовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми специалистами для оказания услуг.
Копии указанных документов должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
Порядок оценки заявок по показателю:
В случае отсутствия в составе заявке участника конкурса сведений о специалистах и (или) не подтверждения документально наличия специалистов, участнику присваивается 0 баллов.
Заявка участника с наибольшим количеством привлекаемых специалистов, для оказания услуг (выполнения работ):
- оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", в виду того, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень специалистов, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценивается количество предоставленных участником положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем) за последние три года, до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе участником закупки.
Подтверждается копиями положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи.
Порядок оценки заявок по показателю:
В случае отсутствия у участника конкурса в составе заявки информации о деловой репутации и (или) в составе заявки участника конкурса отсутствуют положительные отзывы об участнике конкурса, в том числе грамот, благодарственных, рекомендательных писем, участнику присваивается 0 баллов.
Заявка участника с наибольшим количеством положительных отзывов (в том числе благодарностей, грамот, благодарственных писем):
- оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, так как в Критериях оценки заявок участников закупки не установлено минимальное и максимальное количественные значения оценки положительных отзывов, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе, следующее:
"Оценивается наличие у участника закупки опыта (оценивается количество представленных контрактов / договоров) по успешному оказанию услуг по:
- содержанию и техническому обслуживанию водоемов.
Подтверждаются представлением следующих документов:
- копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ);
- копии актов приемки оказания услуг (выполнения работ), подтверждающих исполнение соответствующих контрактов (договоров), в которых указан фактический срок выполнения работ (оказания услуг) и их окончательная стоимость.
Одина копия представленного контракта (договора) и акта сдачи-приемки оказанных услуг, будут считаться подтверждением одного ранее реализованного контракта (договора).
Представленный контракт (договор) в отсутствие акта сдачи-приемки услуг, не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса. Представленные акты приемки оказанных услуг в отсутствие копий контрактов (договоров) и документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса. В отсутствии копий актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) данный контракт (договор) считается не исполненным, и не будет считаться подтверждением опыта участника конкурса.
Порядок оценки заявок по показателю:
В случае если предложение участника закупки не соответствует вышеприведенным требованиям, участнику закупки присваивается оценка в 0 баллов.
Заявка участника с наибольшей общей стоимостью представленных контрактов/договоров по оказанию услуг (выполнению работ):
- оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
При этом, Комиссия отмечает, что порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить наилучшего предложения об условиях исполнения контракта, в связи с тем, что установление требования об оценке представленных контрактов/договоров по содержанию и техническому обслуживанию водоемов, исключает возможность предоставления контрактов/договоров по содержанию и техническому облуживанию иных водных объектов.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок о присвоении максимального количества баллов заявке участника с наибольшей общей стоимостью представленных контрактов/договоров по оказанию услуг (выполнению работ) при условии оценки Конкурсной комиссией по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" количества представленных контрактов/договоров.
Таким образом, изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по показателям "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", "Деловая репутация участника закупки", "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшего предложения об условиях исполнения контракта и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки по установленным ненадлежащим образом Критериям оценки в Конкурсной документации, неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФАВОРИТ СПЕЦТЕХНИКА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение частей 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 18.06.2021 N 050/06/23256/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 июня 2021 г. N 050/06/23256/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021