Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.06.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Техком Инвест" (далее - ООО "Техком Инвест"):
- "_", действующий на основании доверенности от 16.06.2021 года N 14,
при участии в рассмотрении жалобы в здании антимонопольного органа:
от муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.05.2021 года б/н (до объявления перерыва),
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Мэрии г. Кызыла,
в рассмотрении жалобы ООО "Техком Инвест" объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут (время местное) "18" июня 2021 года,
рассмотрев жалобу (вх. N 2774 и 2775 от 10.06.2021 года) ООО "Техком Инвест" на положения документации электронного аукциона N 0312300017321000072 на поставку и установку системы оповещения и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Техком Инвест" документация электронного аукциона N 0312300017321000072 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) заказчиком в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 применен ГОСТ, утративший силу;
2.) в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 установлены невыполнимые требования, в связи с отсутствием утвержденного МЧС России Единого протокола обмена информации;
3.) в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 не установлены характеристики по показателю "комплект датчиков мониторинга";
4.) в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 установлены характеристики, не соответствующие ГОСТу;
5.) в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи;
6.) в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 применен термин "Централизованная система оповещения", отсутствующий в правовом поле;
7.) документация электронного аукциона N 0312300017321000072 не содержит определения термина "стабильный пинг";
8.) обоснование невозможности соблюдения ограничения в соответствии с Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878 не соответствует требованиям указанного нормативного акта.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
До рассмотрения жалобы ООО "Техком Инвест" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение муниципального заказчика, согласно которому документация электронного аукциона N 0312300017321000072 разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе (вх. N 2889 от 16.06.2021 года).
На заседании Комиссии 17.06.2021 года представитель муниципального заказчика не согласилась с доводами жалобы и поддержала письменное возражение в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и возражения к ней, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0312300017321000072 на поставку и установку системы оповещения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией г. Кызыла в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.06.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017321000072 на поставку и установку системы оповещения, начальная (максимальная) цена контракта - 1 337 000 рублей.
1.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе на использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2 описания объекта закупки (техническое задание) документации электронного аукциона N 0312300017321000072 (далее - Описание объекта закупки) приведен перечень документов, являющихся правовым основанием для реконструкции системы оповещения, в числе которых приведен ГОСТ Р 42.3.01-2014.
Вместе с тем, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.02.2021 года N 46-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 42.3.01-2021 с датой введения в действие 1 июня 2021 года. Указанный ГОСТ Р 42.3.01-2021 введен взамен ГОСТ Р 42.3.01-2014.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017321000072 размещено в ЕИС 02.06.2021 года, следовательно, на момент размещения закупки ГОСТ Р 42.3.01-2014 утратил свою силу, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о применении заказчиком в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 ГОСТ, утратившего силу, является обоснованным.
2.) В разделе 3 Описания объекта закупки предусмотрено, что результаты выполненных работ должны обеспечить возможность сопряжения с РАСЦО Республики Тыва по Единому протоколу обмена информацией, определяемому МЧС России, подтвержденной протоколом соответствующих испытаний.
Согласно пункту 5.1 Описания объекта закупки автоматизированное рабочее место ЕДДС (АРМ) должно обеспечивать возможность сопряжения с системами оповещения верхнего уровня по Единому протоколу обмена информацией, определяемому МЧС России - Единому протоколу взаимодействия блока сопряжения П-161-М РММ-8 БС с системами оповещения.
МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2020 года утверждено Положение о системах оповещения населения N 578/365.
В приложении N 1 к указанному Положению утверждены требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, согласно которым все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться; при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения) (пункт 5).
Кроме того, согласно методическому пособию по сопряжению комплексов технических средств систем оповещения населения, утвержденному МЧС России в 2016 году, МЧС России рекомендован для применения блок сопряжения П-161-М РММ-8 БС.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что заказчик при описании объекта закупки исходит из своих потребностей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия (бездействие) муниципального заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Техком Инвест" имеются ограничения в поставке и установке системы оповещения, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312300017321000072 ограничивает право ООО "Техком Инвест" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-150/2021 отсутствуют, ООО "Техком Инвест" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" об установлении в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 невыполнимых требований не нашел своего подтверждения.
3.) В разделе 4 Описания объекта закупки установлено требование к составу оборудования, в частности блок оповещения в составе:
- телекоммуникационная система;
- блок звукоусиления с усилителем мощности D-класса не менее 400 Вт;
- система резервного питания с АКБ;
- комплект датчиков мониторинга.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из возражения муниципального заказчика, исполнитель самостоятельно определяет на основании каких датчиков блок оповещения должен состоять.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что заказчик при описании объекта закупки исходит из своих потребностей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия (бездействие) муниципального заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Техком Инвест" имеются ограничения в поставке и установке системы оповещения, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312300017321000072 ограничивает право ООО "Техком Инвест" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-150/2021 отсутствуют, ООО "Техком Инвест" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о не установлении в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 характеристик по показателю "комплект датчиков мониторинга" является необоснованным.
4.) Согласно пункту 5.4 Описания объекта закупки рупорные уличные громкоговорители должны обеспечивать класс защиты - не хуже IP54.
Как следует из пункта 5.1.5 ГОСТ Р 42.3.01-2021, техническое средство оповещения (ТСО), эксплуатируемое на открытом пространстве, должно обладать долговечностью и сохраняемостью при воздействии агрессивных и других специальных сред. Необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве необходимо обеспечивать степени защиты - не ниже IP65 по ГОСТ 14254.
Вместе с тем, из пункта 5.4 Описания объекта закупки следует, что указанные требования установлены в отношении рупорных уличных громкоговорителей.
Громкоговоритель рупорный - это устройство, которое предназначается для преобразования электрических сигналов в акустические и последующего излучения этих сигналов в окружающее пространство.
Техническое средство оповещения (ТСО) - это специальное техническое устройство, осуществляющее прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации (пункт 3.25 ГОСТ Р 42.3.01-2021).
Поскольку пункт 5.4 Описания объекта закупки устанавливает требования в отношении рупорных уличных громкоговорителей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия (бездействие) муниципального заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Техком Инвест" имеются ограничения в поставке и установке системы оповещения, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312300017321000072 ограничивает право ООО "Техком Инвест" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-150/2021 отсутствуют, ООО "Техком Инвест" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о том, что в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 установлены характеристики, не соответствующие ГОСТу, является необоснованным.
5.) В пункте 6.2 Описания объекта закупки установлены требования к сети связи, в частности для обеспечения работы элементов МАСЦО в качестве основной транспортной среды должна использоваться защищённая проводная сеть Ethernet/IP-VPN, в качестве дополнительного канала связи - канал GSM900/1800/1900.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежат лицензированию.
Вместе с тем, объектом электронного аукциона N 0312300017321000072 является поставка и установка системы оповещения.
Поскольку работы по оказанию услуг связи не являются самостоятельным объектом закупки, а выполняются наряду с иными работами, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 своего Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 года.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" об отсутствии в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг связи является необоснованным.
6.) Согласно пункту 5.1 Описания объекта закупки автоматизированное рабочее место ЕДДС (АРМ) должно обеспечивать прием и передача на блоки оповещения команд управления и голосовых сигналов оповещения (аудиосигналов) от Централизованной системы оповещения (ЦСО) верхнего уровня.
Как следует из возражения муниципального заказчика, централизованная система оповещения верхнего уровня - это описание системы, которая находится выше по приоритету, чем муниципальная система, и проводит оповещения населения централизованно.
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) - это региональное организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления подсистемы РСЧС и населения.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что заказчик при описании объекта закупки исходит из своих потребностей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия (бездействие) муниципального заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Техком Инвест" имеются ограничения в поставке и установке системы оповещения, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312300017321000072 ограничивает право ООО "Техком Инвест" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-150/2021 отсутствуют, ООО "Техком Инвест" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о том, что в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 применен термин "Централизованная система оповещения", отсутствующий в правовом поле, не может быть признан обоснованным.
7.) Как указано выше, в пункте 6.2 Описания объекта закупки установлены требования к сети связи, в частности для управления блоками оповещения по сети Ethernet c АРМ ЕДДС г. Кызыл организуется канал управления, соответствующий следующим требованиям, в том числе стабильный пинг.
Как следует из возражения муниципального заказчика, пинг - это утилита для проверки целостности и качества соединений в сетях на основе ТСР/IP. Установление данного требования позволяет избежать задержки в передаче информации без соответствующих потерь.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что заказчик при описании объекта закупки исходит из своих потребностей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия (бездействие) муниципального заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Техком Инвест" имеются ограничения в поставке и установке системы оповещения, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0312300017321000072 ограничивает право ООО "Техком Инвест" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-150/2021 отсутствуют, ООО "Техком Инвест" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о том, что документация электронного аукциона N 0312300017321000072 не содержит определения термина "стабильный пинг", не может быть признан обоснованным.
8.) Согласно информации, размещенной в ЕИС, заказчиком размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения в соответствии с Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878 утверждены меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Комиссия Тывинского УФАС России изучив обоснование невозможности соблюдения ограничения в соответствии с Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878, размещенное в ЕИС, приходит к выводу, что данное обоснование разработано ненадлежащим образом и не соответствует требованиям пункта 3 Порядка (в частности, не указан класс радиоэлектронной продукции), что является нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Техком Инвест" о том, что обоснование невозможности соблюдения ограничения в соответствии с Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878 не соответствует требованиям указанного нормативного акта является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как указано выше, согласно пункту 5.4 Описания объекта закупки рупорные уличные громкоговорители должны обеспечивать класс защиты - не хуже IP54.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что инструкция по заполнения заявки на участие в электронном аукционе N 0312300017321000072 не содержит определения символа "не хуже", что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия муниципального заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленные нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты электронного аукциона N 0312300017321000072.
Кроме того, согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300017321000072 от 11.06.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило две заявки, которые аукционной комиссией допущены к участию в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Техком Инвест" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла нарушения:
2.1. пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части использования в описании объекта закупки государственного стандарта, утратившего силу;
2.2. части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего обоснования невозможности соблюдения ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Мэрии г. Кызыла нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312300017321000072 инструкции по заполнению заявок участников закупки.
4. В связи с тем, что выявленное нарушение законодательства о контрактной системе не повиляло не результаты электронного аукциона N 0312300017321000072 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 июня 2021 г. N 017/06/105-150/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021