Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.06.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в заседании Комиссии путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (до объявленного перерыва):
- "...", действующий на основании доверенности от 20.05.2021 года N 9,
от государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва:
- "...", действующая на основании доверенности от 20.05.2021 года б/н,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..."):
- "...", действующая на основании доверенности от 03.06.2021 года б/н,
17.06.2021 года в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 18.06.2021 года 13 часов 00 минут (время местное),
рассмотрев жалобу (вх. N 2776 от 10.06.2021 г.) ИП "..." на положения документации электронного аукциона N 0112200000821002616 "Приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год", начальная (максимальная) цена контракта: 7 031 000,00 рублей и в результате осуществления внеплановой документарной проверки положений аукционной документации на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП "..." заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, имеющие различное целевое использование, поскольку предназначены для различных лиц и удовлетворения различных нужд.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно. Кроме того, заказчиком сформулирован лот по электронному аукциону N 0112200000821002616 исходя из их взаимосвязи в рамках исполнения Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 788н, а также имея в виду, что закупаемое оборудование будет использоваться в тесной функциональной связи при медицинской реабилитации населения Республики Тыва. Кроме того, позиции в лоте относятся в один код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, поддержал доводы государственного заказчика и пояснил, что определение лота формируется на усмотрение заказчика.
В ходе рассмотрения дела, в адрес Тывинского УФАС России поступило возражение (вх. N 2915 от 17.06.2021 года) государственного заказчика, согласно которому документация электронного аукциона N 0112200000821002616 разработана в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821002616 "Приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.06.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002616 "Приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год", начальная (максимальная) цена контракта: 7 031 000,00 рублей.
04.06.2021 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте Единой информационной системы в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002616 "Приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год", начальная (максимальная) цена контракта: 7 031 000,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821002616 "Приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год" утверждена приказом от 03.06.2021 года N 2715 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В части 2 статьи 8 Закона контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности - к необоснованному ограничению числа участников закупок).
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно статье 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
В соответствии со статьей 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821002616 и пункту 3 части 1 информационной карты аукционной документации объектом закупки является приобретение медицинского оборудования (лот 4) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N056-17-2021-260 на 2021 год.
Как следует из описания объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821002616 государственным заказчиком закупаются следующие оборудования, а именно:
1) Система подъема и перемещения пациента передвижная, с питанием от сети (Подъемник мобильный для перемещения пациентов с подвесным гамаком);
2) Тренажер в виде параллельных брусьев для тренировки ходьбы, без электропитания (Тренажерная дорожка и наклонная поверхность с параллельными брусьями для упражнений в ходьбе (3 м));
3) Тренажер имитирующий подъем по лестнице, с электропитанием (Динамический тренажер лестница-брусья);
4) Тренажер, имитирующий подъем по лестнице, без электропитания (Лестница для упражнений в ходьбе 3-хсекционная);
5) Тренажер для пальцев и кистей рук реабилитационный (Реабилитационный тренажер для CPM-терапии (постоянной пассивной разработки) плечевого сустава).
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не определены требования к порядку формирования лотов.
Кроме того, представитель государственного заказчика пояснила, что закупаемые оборудования необходимы для реабилитации населения Республики Тыва.
На основании изложенного, в отсутствие законодательного запрета на такое объединение, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к наименованию и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ИП "..." имеются ограничения в поставке и установке оборудований, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000821002616 ограничивает право ИП "..." на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-147/2021 отсутствуют, ИП "..." не представлено.
Таким образом, описание объекта закупки документации электронного аукциона N 0112200000821002616 сформировано государственным заказчиком исходя из потребностей.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о неправомерном объединении в один лот закупаемых товаров, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
При этом, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по общему правилу срок оплаты заказчиком поставленного товара должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае проведения закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций срок оплаты заказчиком поставленного товара должен составлять не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 года N 667 утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"".
Как следует из пункта 2 указанного постановления положения пунктов 11(1) - 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"" (далее - Постановление N 2050) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно пункту 11(3) Постановления N 2050 в случае, если межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляются из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из государственных контрактов или из договоров (соглашений) о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих из муниципальных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоры (соглашения) (дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям) о предоставлении таких межбюджетных трансфертов должны содержать условие о включении в указанные государственные (муниципальные) контракты, заключаемые в 2021 году, условий об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050 для получателя средств федерального бюджета.
В силу пункта 11(1) Постановления N 2050 получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
При этом, пунктом 11(1) Постановления N 2050 также предусмотрены случаи, при котором положения, установленные указанным пунктом, не распространяются.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 года N 667 вступило в силу с 14.05.2021 года.
Таким образом, в 2021 году для получателей средств федерального бюджета установлены особые условия по срокам оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке).
В свою очередь, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002616 размещено в ЕИС 03.06.2021 года (изменения в извещение 04.06.2021 года). Источником финансирования является иные внебюджетные трансферты из бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на 2021 год (пункт 8 Информационной карты и пункт 10.1 проекта контракта документации электронного аукциона N 0112200000821002616).
В пункте 10.5 проекта контракта аукционной документации установлено следующее: "Оплата по Контракту осуществляется по факту поставки всего Оборудования (либо - по факту поставки Оборудования по каждому этапу поставки), предусмотренного Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), и оказания Услуг (либо - по факту оказания Услуг по каждому этапу оказания Услуг) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке после представления Заказчику документов, предусмотренных пунктом 10.3 Контракта".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Согласно подпункту 4 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что заказчик разрабатывает и утверждает проект контракта (договора).
С учетом изложенного ответственность за разработку проекта контракта несет заказчик.
При таких обстоятельствах, установление государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Тыва в проекте контракта документации электронного аукциона N 0112200000821002616 указанных выше требований к сроку оплаты поставленного товара является нарушением части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 11(1) Постановления N 2050.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "..." необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушение части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050, в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0112200000821002616 требований к сроку оплаты поставленного товара.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
|
|
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 июня 2021 г. N 017/06/105-147/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2021