Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.06.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 20.05.2021 года N 9,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"):
- "_", действующий на основании доверенности от 13.05.2021 года б/н,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Министерства культуры Республики Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 18.06.2021 года N 78,
- "_", действующая на основании доверенности от 18.06.2021 года N 77,
рассмотрев жалобу (вх. N 2829 от 15.06.2021 г.) ИП "_" на положения документации электронного аукциона N 0112200000821002513 "Приобретение уличного звукового оборудования" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ИП "_" заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретной производителе.
До рассмотрения жалобы, в адрес Тывинского УФАС России поступили дополнительные объяснения (вх. 2967 от 21.06.2021 года) ИП "_", а именно:
1. Документация электронного аукциона N 0112200000821002513 не содержит надлежащего обоснования применения дополнительных характеристик;
2. Ограничивающим фактором по второй позиции технического задания служит "Усилитель класса D: не менее 3200 Вт (пик)". Доказательством служит скриншот поискового запроса при помощи системы "Google".
Также, до рассмотрения жалобы поступило возражение (вх. 2937 от 18.06.2021 года) государственного заказчика, согласно которому описание объекта закупки не ограничивает количество участников закупки, закупаемые оборудования не являются эксклюзивными и доступны у различных поставщиков.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и поддержали возражение на жалобу.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы и поддержал доводы государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821002513 "Приобретение уличного звукового оборудования", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.05.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002513 "Приобретение уличного звукового оборудования", начальная (максимальная) цена контракта: 608 184,00 рублей.
02.06.2021 г., 08.06.2021 г. уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002513 "Приобретение уличного звукового оборудования", начальная (максимальная) цена контракта: 608 184,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821002513 "Приобретение уличного звукового оборудования" утверждена приказом от 24.05.2021 года Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В части 2 статьи 8 Закона контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности - к необоснованному ограничению числа участников закупок).
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821002513 и пункту 3 части 1 информационной карты аукционной документации объектом закупки является приобретение уличного звукового оборудования.
Предметом спора выступает акустическая система и активный сабвуфер.
На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что доказательством неправомерного установления требований в описании объекта закупки служит выборка из открытых источников сети "Интернет".
Аналогичное пояснение также изложено в дополнительных объяснениях заявителя (вх. N 2967 от 21.06.2021 года).
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что информация, полученная из открытых источников сети "Интернет" без получения официального ответа производителя товара, не является объективным, поскольку такие сведения не относятся к официальным данным и не могут являться доказательством, однозначно свидетельствующим об установлении требований в описании объекта закупки, ограничивающих количество участников закупки.
Официальное письмо производителя оборудований, а равно доказательств отсутствия объективной возможности направления соответствующих запросов в адрес производителя оборудований, заявителем в материалы жалобы N 017/06/105-153/2021, не представлено.
Данные выводы Комиссии Тывинского УФАС России соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.09.2018 года по делу N А60-38386/2017.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, в материалах жалобы отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Таким образом, доводы жалобы о неправомерном установлении требований в описании объекта закупки, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, является необоснованным.
2. 21.06.2021 года за вх. N 2967 в адрес Тывинского УФАС России поступило дополнение ИП "_" к своей жалобе, согласно которому в документации электронного аукциона N 0112200000821002513 обоснование применения дополнительных характеристик оборудования сформировано ненадлежащим образом.
Вместе с тем, ИП "_" в дополнении к своей жалобе заявляет новый довод, не указанный в своей жалобе, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанное дополнение к жалобе по сути является новой жалобой на положения документации электронного аукциона N 0112200000821002513.
Кроме того, Закон о контрактной системе не предусматривает порядок подачи дополнений к жалобе, в том числе в случае, если указанные дополнения содержат новые (иные) доводы, не указанные в жалобе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821002513 датой окончания срока подачи заявок является 16.06.2021 года, дополнение ИП "_" к своей жалобе поступило в адрес Тывинского УФАС России 21.06.2021 года за вх. N 2967.
Таким образом, дополнения ИП "_" к своей жалобе Комиссией Тывинского УФАС России не рассматриваются.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены:
- Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, заказчик обязан обосновать необходимость использования дополнительной информации, в случае использования дополнительных характеристик, применяемых к закупаемому объекту, за исключением установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции и иных, не предусмотренных особенностями описания отдельных видов объектов закупок, случаях.
Согласно каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), размещенному в ЕИС, имеются позиции, являющиеся объектом закупки, а именно код позиции КТРУ 26.40.31.190-00000011 (Акустическая система).
В описании объекта закупки (техническое задание) документации об электронном аукционе N 0112200000821002513 установлены следующие дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ (указанные позиции являются примером и не являются исчерпывающим).
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
|
1 |
Акустическая система Код КТРУ 26.40.31.190-00000011 |
Дополнительные характеристики. Основание: поскольку характеристика товара в КТРУ отсутствует, включение данного показателя необходимо для качественного описания товара |
Имеет не менее 2 входных канала. 1 канал имеет комбинированный разъем для линейного и балансного сигнала. 2 канал имеет 3 разъемов, Xlr и 2*RCA. Встроенный микшер должен иметь возможность смешивать сигналы 2 входных каналов. АС должна иметь возможность установки под наклоном 50 градусов для использования в качестве монитора, а также позволять использовать мониторы в зеркальном отражении для стереофонического звукового поля Система оборудована монтажными отверстия для подвеса. Система должна иметь 2 усилителя. Мощность системы: Динамическая не менее 998 Вт. Длительная не менее 463 Вт. Система оборудована частотным срезом кроссовера и ФИР-фильтром с линейной фазовой характеристикой. Звуковое давление системы не менее 132 Дб. НЧ динамик не менее 15 дюймов. Диаметр ВЧ диафрагмы не менее 1,4 дюймов. Частотный диапазон системы в диапазоне от 50 Гц до 20 000 Гц Размеры: Ширина не более 456 мм Высота: не менее 700 мм Глубина: не более 380 мм Масса не более 19,5 кг. |
В связи с тем, что в электронном аукционе N 0112200000821002513 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, государственный заказчик обязан обосновать необходимость использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.
Вместе с тем, описание объекта закупки (техническое задание) документации об электронном аукционе N 0112200000821002513 содержит, требования к функциональным, техническим характеристикам товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ, в связи с чем являются излишними, так как не обоснованы надлежащим образом в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 г. N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Согласно подпункту 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки и проекта контракта (договора).
Пунктом 5.2 раздела 5 Порядка установлено, что Заказчик:
- разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (подпункт 2);
- разрабатывает и утверждает проект контракта (договора) (подпункт 4);
- устанавливает требования к товару (работе, услуге) (подпункт 7).
С учетом изложенного Министерство культуры Республики Тыва является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, установление требований к товару и проекта контракта.
При таких обстоятельствах, в действиях государственного заказчика - Министерства культуры Республики Тыва установлено нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, в части ненадлежащего указания в описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000821002513 обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг.
Указанные действия государственного заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) утверждены:
- Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок);
- Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Таким образом, в случаях, если в реестре радиоэлектронной продукции отсутствует или радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, заказчик обязан сформировать обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции с указанием функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметров), по которым радиоэлектронная продукция не соответствует требованиям заказчика.
Государственным заказчиком 08.06.2021 года в ЕИС размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование).
Комиссией Тывинского УФАС России, изучив указанное выше обоснование государственного заказчика, установлено, что данное обоснование не содержит требования, установленные пунктом 3 Порядка.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства культуры Республики Тыва установлено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 3 Порядка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в части ненадлежащего обоснования невозможности применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Указанные действия государственного заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
При этом, частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по общему правилу срок оплаты заказчиком поставленного товара должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае проведения закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций срок оплаты заказчиком поставленного товара должен составлять не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 года N 667 утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"".
Как следует из пункта 2 указанного постановления положения пунктов 11(1) - 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"" (далее - Постановление N 2050) применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно пункту 11(3) Постановления N 2050 в случае, если межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляются из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из государственных контрактов или из договоров (соглашений) о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих из муниципальных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоры (соглашения) (дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям) о предоставлении таких межбюджетных трансфертов должны содержать условие о включении в указанные государственные (муниципальные) контракты, заключаемые в 2021 году, условий об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с пунктами 11(1) и 11(2) Постановления N 2050 для получателя средств федерального бюджета.
В силу пункта 11(1) Постановления N 2050 получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
При этом, пунктом 11(1) Постановления N 2050 также предусмотрены случаи, при котором положения, установленные указанным пунктом, не распространяются.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 года N 667 вступило в силу с 14.05.2021 года.
Таким образом, в 2021 году для получателей средств федерального бюджета установлены особые условия по срокам оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке).
В свою очередь, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002513 размещено в ЕИС 08.06.2021 года (изменение в извещение). Источником финансирования являются субсидии и субвенции из федерального бюджета (пункт 8 Информационной карты и пункт 2.4 проекта контракта документации электронного аукциона N 0112200000821002513).
В пункте 2.5 проекта контракта аукционной документации установлено следующее: "Оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в Контракте, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке".
При таких обстоятельствах, установление государственным заказчиком - Министерством культуры Республики Тыва в проекте контракта документации электронного аукциона N 0112200000821002513 указанных выше требований к сроку оплаты поставленного товара является нарушением части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 11(1) Постановления N 2050.
Указанные действия государственного заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства культуры Республики Тыва нарушения:
2.1. части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, в части ненадлежащего указания в описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000821002513 обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг;
2.2. части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 3 Порядка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в части ненадлежащего обоснования невозможности применения ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года N 878;
2.3. части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года N 2050, в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0112200000821002513 требований к сроку оплаты поставленного товара.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Министерству культуры Республики Тыва и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 июня 2021 г. N 017/06/105-153/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021