Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.06.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Станция переливания крови":
- "_", действующий на основании доверенности от 01.06.2021 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Гарвей" (далее - ООО "Гарвей"):
- "_", действующий на основании доверенности от 18.02.2021 года N 11,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 2863 от 16.06.2021 года) ООО "Гарвей" на положения документации электронного аукциона N 0112200000821002727 на приобретение контейнеров для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов для нужд ГБУЗ РТ "Станция переливания крови" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Гарвей" документация электронного аукциона N 0112200000821002727 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1.) установление в документации электронного аукциона N 0112200000821002727 требования к товару о наличии ресуспендирующего раствора PAGGSM исключает применения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102;
2.) при описании объекта закупки заказчиком нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что документация электронного аукциона N 0112200000821002471 разработана в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821002727 на приобретение контейнеров для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов для нужд ГБУЗ РТ "Станция переливания крови", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.06.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002727 на приобретение контейнеров для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов для нужд ГБУЗ РТ "Станция переливания крови", начальная (максимальная) цена контракта - 897 795 рублей.
1.) Как следует из жалобы ООО "Гарвей", ни одно из российских предприятий и предприятий стран Евразийского экономического союза не производит четырехкамерные контейнеры с раствором PAGGSM, следовательно, указанное обстоятельство исключает применение постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102.
В качестве подтверждения ООО "Гарвей" представлено письмо ООО "ГЕМОДЖЕНИКС" от 28.04.2021 года N 2804.
Кроме того, представитель ООО "Гарвей" указал, что в документации электронного аукциона N 0112200000821002727 установлено требование о совместимости с автоматическим фракционатором MacoPressSmart, что также подтверждает указанный довод.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что при проведении электронного аукциона N 0112200000821002727 заказчиком установлено ограничение и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 (извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821002727, пункт 46 Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000821002727).
Постановление от 05.02.2015 года N 102 принято Правительством Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, следовательно, любое отступление заказчиком от соблюдения указанной нормы будет не соответствовать целям и задачам постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Объектом электронного аукциона N 0112200000821002727 является приобретение контейнеров для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов.
Описание объекта закупки приведено в части 2 документации электронного аукциона N 0112200000821002727 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик контейнеров, в частности установлено требование к объему ресуспендирующего раствора PAGGSM - не менее 100 мл.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на территории Российской Федерации зарегистрировано медицинское изделие - наборы полимерные стерильные однократного применения для взятия, хранения и транспортировки крови и ее компонентов, в том числе четырехкамерные контейнеры с раствором PAGGSM.
Производителем указанного медицинского изделия является ООО "ГЕМОДЖЕНИКС" (Россия) и ему выдано регистрационное удостоверение от 22.04.2021 года N РЗН 2021/14100.
Согласно письму ООО "ГЕМОДЖЕНИКС" от 28.04.2021 года N 2804 производство первой партии контейнеров, наполненных ресуспендирующим раствором PAGGSM, планируется в августе 2021 года.
Вместе с тем, данное обстоятельство с учетом сроков проведения закупки, сроков поставки товара, не свидетельствует об отсутствии на территории Российской Федерации зарегистрированного медицинского изделия, страной происхождения которого является Российская Федерация, в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Факт наличия зарегистрированного медицинского изделия в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке свидетельствует о том, что данное средство прошло все соответствующие проверки, испытания, экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия и разрешено к реализации на территории Российской Федерации.
Ссылка представителя ООО "Гарвей" об установлении в документации электронного аукциона N 0112200000821002727 требования о совместимости с автоматическим фракционатором MacoPressSmart, не свидетельствует об обязательной поставке компонентов производства компании "МАКОФАРМА С.А." (Франция).
Из письма официального представителя компании "МАКОФАРМА С.А." от 23.12.2020 года не следует, что сепаратор крови компании "МАКОФАРМА С.А." взаимодействует исключительно компонентами производства компании "МАКОФАРМА С.А.", а лишь гарантирует качественную и безопасную работу аппарата.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации электронного аукциона N 0112200000821002727 требования к объему ресуспендирующего раствора PAGGSM не противоречат положениям законодательства о контрактной системе, в том числе целям и задачам постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102.
Более того, в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), в том числе отсутствие товара с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки, исходя из положений статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Гарвей" имеются ограничения в поставке медицинского изделия, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000821002727 ограничивает право ООО "Гарвей" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-155/2021 отсутствуют, ООО "Гарвей" не представлено.
Таким образом, довод ООО "Гарвей" о том, что установление в документации электронного аукциона N 0112200000821002727 требования к товару о наличии ресуспендирующего раствора PAGGSM исключает применения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102, является необоснованным.
2.) Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
При этом, пунктом 13 Правил формирования предусмотрено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается в том числе следующая информация:
а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
- в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе;
- в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, пункт 5 Правил использования предусматривает право заказчика на указание в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, заказчиком используется код позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 32.50.13.190-00584.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, КТРУ 32.50.13.190-00584 "Набор для донорской крови, четырехкамерный" обязателен для применения с 02.07.2019 года и содержит, в том числе следующие характеристики, являющиеся обязательными для применения:
- емкость дополнительного контейнера 1 - 100 и
600;
- емкость основного контейнера - 551 и
600.
В свою очередь, как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в части 2 документации электронного аукциона N 0112200000821002727 установлено следующее:
- емкость дополнительного контейнера 1 - не менее 500;
- емкость основного контейнера - не менее 563.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
При этом, заказчиком приведено обоснование изменения характеристик, указанных КТРУ 32.50.13.190-00584.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, заказчиком в отношении 4 (четырех) позиций описания объекта закупки внесено изменения в те характеристики, указанные КТРУ 32.50.13.190-00584.
Закон о контрактной системе и Правила использования не предусматривают право заказчика на произвольное внесение изменений в те характеристики, которые уже указаны КТРУ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действие заказчика по внесению изменений в те характеристики, указанные КТРУ 32.50.13.190-00584, противоречит положениям законодательства о контрактной системе и является нарушением части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 4 Правил использования.
Таким образом, довод ООО "Гарвей" о нарушении заказчиком правил использования каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки является обоснованным.
В свою очередь, ссылка представителя ООО "Гарвей" о ненадлежащем обосновании заказчиком использования дополнительной характеристики "совместимость с автоматическим фракционатором MacoPressSmart" не принимается Комиссией Тывинского УФАС России во внимание, поскольку Правила использования не содержит критерии формирования обоснования необходимости использования дополнительной информации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гарвей" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Станция переливания крови" нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, в части указания в описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000821002727 характеристик товара, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Станция переливания крови" и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 25 июня 2021 г. N 017/06/105-155/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021