Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России; члены Комиссии: И.А. Райпаун, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России, А.В. Салмина, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии уведомленных надлежащим образом представителей Заявителя и Заказчика, рассмотрела жалобу ООО "Ирбис" (далее - Заявитель) на действия заказчика Администрации муниципального образования сельское поселение Лаврентия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", извещение N 0888600000521000043 (далее - Аукцион).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 16.06.2021 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
1. Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заказчик объявил о проведении закупки способом аукцион в электронной форме на право заключения договора на Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - Аукцион). Ремонту подлежат 5 участков, которые указаны в Техническом задании. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта -353 399 587 рублей. Финансовое обеспечение закупки с разбивкой по годам: 2021 год - 60 000 000,00 рублей, 2022 год - 146 699 79З,56 рублей, 202З год - 146 699 793,56 рублей.
2. Предъявляются дополнительные требования к участникам Аукциона - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом ''О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), от рассматриваемого аукциона.
Заявитель считает, что Заказчик аукциона укрупняет лоты ("в аукцион включил сразу 5 участков, хотя они никак не взаимосвязаны и разделены"), чтобы начальная (максимальная) цена муниципального контракта была высокой.
Так же, Заявитель считает, что заявку на осуществление данного Аукциона не сможет подать никто, кроме одного единственного участника Аукциона (а в последующем - победителя), для которого и делается все это. Соответствующей техникой для осуществления такого объема работ в Чукотском районе мало кто обладает (специально завозить ее дорого, да и никто не успеет, учитывая, что начинать нужно в июне 2021), а еще и введено условие, что за последние 5 лет должен быть аналогичный исполненный контракт не менее 20% от 353 399 587 рублей т.е. не менее 70 679 917 рублей. Это по мнению Заявителя прямое и грубое ограничение конкуренции т.к. те, у кого есть исполненный контракт на такую сумму, такой техникой не обладают в Чукотском районе, завезти ее дорого и проблематично. А те, кто в Чукотском районе обладают такой техникой, не обладают таким исполненным контрактом.
Согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" дополнительно установлен запрет на ограничение конкуренции при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 07.06.2021 года на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе, извещение N 0888600000521000043, на выполнение "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", с начальной (максимальной) ценой контракта 353 399 587,12 рублей.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно предоставленным пояснениям по жалобе Заказчиком следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ, Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс), линейные объекты- линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом автомобильная дорога в определении действующего законодательства, а именно в определении Федерального закона N 257-ФЗ и Градостроительного кодекса, это единый объект транспортной инфраструктуры автомобильной дороги сельского поселения Лаврентия. И при проведении закупки на Выполнение работ "Ремонт внутри поселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", Заказчик не нарушил Закон о контрактной системе, также не нарушил Закон о защите конкуренции, так как объединил в один лот ремонт участков одной автомобильной дороги местного значения сельского поселения Лаврентия, представляющей собой единый объект транспортной инфраструктуры.
Таким образом разделение аукциона на выполнение работ "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа" на несколько аукционов по участкам является не неэффективным, нецелесообразным и усложняет процесс выполнения работ по данной закупке.
Таким образом, довод заявителя о неправомерности объединения в одну закупку ремонт нескольких участков одной автомобильной дороги не находит подтверждения.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 2.3. приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются:
- дополнительные требования к участникам закупки:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Установив данное требование, Заказчик исполнил требования Закона о контрактной системе.
Рассматривая вопрос укрупнения закупки в рамках дополнительных требований к участникам закупки на Выполнение работ "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", а также наличия специализированной техники на территории Чукотского муниципального района, следует вывод о неэффективности разделения данной закупки на несколько участков ввиду следующего: как верно отметил Заявитель, завозить технику в Чукотский район дорого и проблематично и тем более не рентабельно для одного участка дороги, стоимость ремонта которого в разы ниже всего лота вышеуказанной закупки.
Таким образом, проводя закупку на Выполнение работ "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа" и не разбивая ее на несколько аукционов по участкам, Заказчик напротив расширяет конкуренцию, делая ее привлекательнее с точки зрения целесообразности и прибыльности не только для Подрядчиков Чукотского района, но и для Подрядчиков других регионов России.
Таким образом, довод заявителя об ограничении конкуренции при проведении закупки на Выполнение работ "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа" не находит своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ирбис" на действия заказчика Администрация муниципального образования сельское поселение Лаврентия при проведении электронного аукциона на "Ремонт внутрипоселковых дорог сельского поселения Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа", извещение N 0888600000521000043 - не обоснованной.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ И.А. Райпаун
_________________________ А.В. Салмина
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 23 июня 2021 г. N 087/06/106-111/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2021