Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - Заказчик) - Каштанов П.М. (по доверенности),
- ИП Смирнов Артем Олегович (далее - Заявитель) - Гравров А.Н. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Разработка документов транспортного планирования Республики Крым и Симферопольской городской агломерации: Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТ)" (извещение N0875200000521000003) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки разработка документов транспортного планирования Республики Крым и Симферопольской городской агломерации: Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТ).
Заказчиком установлен код ОКПД2 71.11.32.000 "Услуги по территориальному планированию и планировке территории".
Согласно доводу жалобы: "выполняемые работы не относятся к работам территориального планирования и планировки территории.
В целом, код ОКПД2 71.1 включает услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги, а именно детальные чертежи, эскизы и рисунки зданий, конструкций, систем или компонентов, созданные архитекторами-конструкторами или инженерно-техническими работниками согласно инженерным и архитектурным спецификациям.
Однако, результатом работы по закупке являются программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом.
Графические материалы не включают в себя эскизы, чертежи и рисунки зданий.
Графические материалы согласно объекту закупки (карты и схемы), отображающие следующую информацию на год разработки ПКРТИ Республики Крым (базовый год), и на каждый из горизонтов планирования, предусмотренных ПКРТИ Республики Крым:
- автомобильные дороги федерального, регионального, и межмуниципального значения, включая данные о категории автомобильной дороги, геометрических параметрах и расчетной пропускной способности характерных участков (включая мосты, путепроводы и тоннели), пересечений и примыканий по направлениям движения, данные об интенсивности и средней скорости движения по направлениям;
а. железнодорожные пути;
б. межрегиональные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа всеми видами транспорта, включая данные о пассажиропотоках;
в. железнодорожные вокзалы и станции, включая данные о фактическом и максимальном расчетном грузо- и пассажирообороте;
г. автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы, обслуживающие межрегиональные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа, включая данные о фактическом и максимальном расчетном пассажирообороте;
д. аэропорты и аэродромы гражданской авиации, включая данные о фактическом и максимальном расчетном грузо- и пассажирообороте;
е. наиболее крупные склады и терминалы, включая данные о площадях хранения, фактическом и максимальном расчетном грузообороте;
ж. наиболее крупные объекты водного транспорта, включая данные о фактическом и максимальном расчетном грузо- и пассажирообороте;
з. границы территории городских агломераций на территории субъекта, включая данные о численности и плотности населения, численности автомобильного парка и уровне автомобилизации;
и. муниципальные образования, не входящие в состав городских агломераций, включая данные о численности и плотности населения, данные о численности автомобильного парка и уровне автомобилизации (при наличии);
к. транспортные районы, использующиеся в модели транспортной системы Республики Крым;
л. транспортные корреспонденции (пассажирские и грузовые) на межмуниципальных и межрегиональных перевозках.
Таким образом, графические материалы ПКРТИ и КСОТ Республики Крым нельзя отнести к эскизам чертежам зданий и сооружений, нет требований к детализации и архитектурной планировки.
_
Считаем, что код позиции должен быть определен как 72.19.29.190. Услуги (работы), связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области технических наук и в области технологий, прочие, не включенные в другие группировки, кроме биотехнологии".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Согласно классификатору "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.02.2021) в группировку кодов 71.11.32 Услуги по территориальному планированию и планировке территории включает в себя:
- подготовку схем территориального планирования и документации по планировке территории, предназначенной для развития инфраструктуры, строительства зданий жилого, производственного, общественно-делового, рекреационного и иного назначения;
- разработку комплексных документов пространственного развития территорий на долгосрочный период
Считаем ОКПД 2 71.11.32 коррелирует с пп. 13 Раздела У.ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) Конкурсной документации, а именно:
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов капитального строительства федерального значения (включая объекты транспортной инфраструктуры), предусмотренные схемой территориального планирования Российской Федерации, и иными документами стратегического планирования Российской Федерации;
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов капитального строительства регионального значения, организации комплексного транспортного обслуживания населения, предусмотренные документами стратегического и транспортного планирования других субъектов РФ, имеющих с данным субъектом общую границу - в части их возможного воздействия на характеристики транспортных и пассажирских потоков в межрегиональном сообщении;
Мероприятия, по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, организации комплексного транспортного обслуживания населения Республики Крым, предусмотренные инвестиционными программами субъектов естественных монополий в сфере транспорта в границах Республики Крым;
В Единой информационной системе размещены аналогичные закупки с аналогичным ОКПД2.
Так же стоит отметить что реализация объекта закупки осуществляется в раках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года, а согласно абзацу 3 раздела IV Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 (ред. от 23.04.2021) "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года". Расходы на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам о проведении научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, не предусмотрены".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не регламентированы требования, устанавливающие обязательный порядок определения в документации о закупке кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предоставляемых услуг.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем представителем заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД2 объекту закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД нарушает права Заявителя, в том числе препятствует подаче заявки на участие в закупке. Довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям
оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно разделу III. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость, порядок их рассмотрения документации по показателям "Наличие у участника сотрудников с ученой степенью (доктор наук или кандидат наук) в области технических или экономических или физико-математических наук, "Наличие у участника сотрудников с высшим техническим или экономическим или физико-математическим или экологическим или юридическим образованием" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
Шкала оценки |
Баллы |
Величина значимости показателя критерия, % |
Коэффициент значимости показателя критерия |
Подтверждающие документы |
||
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг:
Наличие у участника сотрудников с ученой степенью (доктор наук или кандидат наук) в области технических или экономических или физико-математических наук |
50 и более сотрудников с ученой степенью (доктор наук или кандидат наук) в области технических или экономических или физико-математических наук |
100 баллов |
80% |
0,8 |
Копии дипломов или копии аттестатов сотрудников, подтверждающих ученую степень;
Копии трудовых договоров по основному месту работы, копии трудовых книжек и копия ежеквартальной формы РСВ-1 за последний отчетный период
Примечание: копия свидетельства о браке (или иного подтверждающего смену фамилии документа), в случае, если фамилия сотрудника менялась. |
||
От 25 до 49 сотрудников с ученой степенью (доктор наук или кандидат наук) в области технических или экономических или физико-математических наук |
50 баллов |
||||||
Менее 25 сотрудников с ученой степенью (доктор наук или кандидат наук) в области технических или экономических или физико-математических наук или отсутствуют подтверждающие документы |
0 баллов |
||||||
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: Наличие у участника сотрудников с высшим техническим или экономическим или физико- математическим или экологическим или юридическим образованием. |
От 80 и более сотрудников с высшим техническим или экономическим или физико-математическим или экологическим или юридическим образованием |
100 баллов |
10% |
0,1 |
Копии дипломов о высшем образовании
Копии трудовых договоров по основному месту работы, копии трудовых книжек и копия ежеквартальной формы РСВ-1 за последний отчетный период |
||
От 40 до 79 сотрудников с высшим техническим или экономическим или физико-математическим или экологическим или юридическим образованием |
50 баллов |
||||||
|
Менее 40 сотрудников с высшим техническим или экономическим или физико-математическим или экологическим или юридическим образованием или отсутствуют подтверждающие документы |
0 баллов |
|
|
|
Заявитель считает данные требования Заказчика избыточными, так как оценке подлежат только специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки в получении максимального балла по результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе. Также отсутствует предельное количество специалистов, что не позволяет определить потребности Заказчика в отношении требуемых трудовых ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Закон о контрактной системе не содержит понятие "трудовые ресурсы" и не раскрывает его. В соответствии с положениями статьи 22.2 Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что понятие "трудовые ресурсы" используется в сфере трудового права в рамках отношений работодателя и трудоспособного населения.
В соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) понятие "трудовые ресурсы" используется при описании видов трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход.
Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения, которыми признаются согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, под обеспеченностью участника трудовыми ресурсами не может пониматься ничто иное, как наличие у него работников, выполняющих трудовую функцию в соответствии со штатным расписанием, то есть наличие в штате работников определенных должностей, профессий и квалификации.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что принятие к оценке сведений о лицах осуществляющих трудовую функцию и состоящих в штате участника закупки не противоречит установленной законодательством терминологии, а именно: " Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг:". Трудовая книжка является основным документом работника, в котором есть сведения о стаже, компаниях, в которых работал гражданин, должностях, наградах и так далее. При оформлении работника заключается соответствующее соглашение, регулирующее правоотношения, возникшие между сотрудником и работодателем, в связи с чем требования к подтверждающим документам для п. 2 и п. 2.1 по квалификации трудовых ресурсов и обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами не противоречат требованиям законодательства.
Комиссия отмечает, что нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает содержание и перечень подтверждающих документов по устанавливаемым показателям, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.
Заказчиком были даны пояснения, что установленный критерий направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
Показатели, установленные в документации по нестоимостным критериям, не являются препятствием для подачи заявки на участие в данной закупке, основанием для отклонения заявки от участия в закупке, в случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие участника закупки определенному показателю нестоимостного критерия, а также не являются ограничением допуска к участию в закупке.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р.Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 июня 2021 г. N 082/06/106-1082/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021