Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Чащина С.А. (далее - Заявитель) на действия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку настенных сплит-систем кондиционирования (с установкой) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0118400000821000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование к торговой марке компрессора настенной сплит-системы, необходимой к поставке в рамках исполнения контракта;
2) в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, ограничивающие количество участников закупки;
3) в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к поставляемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог).
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 23.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.06.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 211 600,02 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.06.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование к торговой марке компрессора настенной сплит-системы, необходимой к поставке в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).
Пунктом 8 технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к показателю "Компрессор": "Марка компрессора - GMCC".
На заседании Комиссии установлено, что правообладателем указанной марки процессора является компания TOSHIBA, при этом в документации об Аукционе не установлена возможность поставки эквивалентного товара с указанием параметров эквивалентности такой продукции.
Кроме того, в документации об Аукционе не содержится информация об обстоятельствах, соответствующая случаям возможности указания конкретного товарного знака согласно статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущена техническая ошибка.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, ограничивающие количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару "Настенная сплит-система".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем согласно коммерческим предложениям представленным Заказчиком на заседании Комиссии совокупности характеристик, установленных в документации об Аукционе, соответствует товар единственного производителя, а именно "Lessar".
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупности характеристик, установленных в документации об Аукционе соответствует товар как минимум двух производителей.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к поставляемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией Каталога.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка настенных сплит-систем кондиционирования.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена следующая позиция каталога:
- 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой", дата начала обязательного применения позиции - 28.01.2021.
При этом извещение о проведении Аукциона размещено 09.06.2021.
На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит обязательные характеристики товара, предусмотренные соответствующей позицией каталога, а также обоснование применения характеристик, не предусмотренных позициями Каталога.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Пунктом 8 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "настенная сплит-система": "Холодопроизводительность - не менее 3,36 (1,29-3,84)", "потребляемая мощность (охлаждение) - не более 1,045 (0,280-1,393)", "теплопроизводительность - не менее 3,69 (1,06-4,04)".
Вместе с тем положениями инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не установлен порядок указания значений, сопровождающихся одновременно конкретными значениями и диапазонными значениями, указанными с использованием символа "()".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции не позволяют однозначным образом определить порядок указания характеристик показателей, что в свою очередь, не позволяет потенциальным участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина С.А. обоснованной в части установления требования к торговой марке компрессора настенной сплит-системы, необходимой к поставке в рамках исполнения контракта, установления требований к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, ограничивающих количество участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 июня 2021 г. N 17/06/105-490/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021