Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления
- начальника отдела проверок в сфере размещения ГОЗ Управления контроля размещения государственного оборонного заказа Борушкова Д.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного оборонного заказа Дубовкиной Е.С.,
начальника отдела проверок Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами Лопухиной И.В.,
заместителя начальника правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного оборонного заказа Эминовой В.Г.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Федерального агентства лесного хозяйства Кондратьевой О.В., ПАО "Ростелеком" Ермаковой К.С., представители АО "ЕЭТП" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Заказчик), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Конкурсной комиссией открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение предпроектной стадии работ по созданию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005621000004) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом применившей порядок оценки заявки Заявителя по показателю "Качество работ" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 24.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 25.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 16.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 99 946 663 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе
- 04.06.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников Конкурса, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
5) победителем Конкурса признано АО "Инфосистемы Джет" с предложением о цене контракта в размере 97 177 274 рубля.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по Показателю Критерия.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу пункта 25 Правил 25 показателем нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" является качество товаров (качество работ, качество услуг).
Пункт 26 Правил предусматривает, что количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Согласно пункту 2 раздела "Критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение предпроектной стадии работ по созданию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса" Конкурсной документации при оценке по Показателю Критерия анализируются предложения участника, представленные в свободной форме или по форме N 3 "Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки" (далее - Форма N 3). При этом оцениваются предоставленные участником проработанные предложения о качестве работ в соответствии с характеристиками, указанными в Форме N 3, отвечающие требованиям технической части Конкурсной документации. Расширенным (детализированным) описанием предложения считается описание предложения, содержащее предложения по порядку выполнения работ, подходам к выполнению работ и однозначные указания (описания), как именно предлагаемые подходы к выполнению работ обеспечивают получение качественных результатов непосредственно требуемых работ. Предложения по порядку выполнения работ должны включать в себя предварительный календарный план выполнения работ для уточнения планируемой очередности выполнения задач.
Согласно Форме N 3 Конкурсной документации максимальное количественное значение Показателя Критерия в баллах - 100 баллов.
В соответствии с Формой N 3 Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение по выполнению работ в части подпоказателей:
1.1. проведения обследования и анализа потребностей субъектов лесного комплекса и нормативной базы (максимальное значение - 20 баллов);
1.2. обследования средств защиты информации и ключевых элементов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры компонентов объекта автоматизации с точки зрения планируемой к созданию системы защиты информации федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (далее - ФГИС ЛК) и разработки отчета об обследовании информационной безопасности объекта автоматизации (максимальное значение - 30 баллов);
1.3. формирования единого классификатора технологических процессов (максимальное значение - 20 баллов);
1.4. формирования предварительных проектных решений и обоснования выбора оптимального варианта построения ФГИС ЛК (максимальное значение - 30 баллов).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок н участие в Конкурсе от 09.06.2021 N ПРОI1 Заявителю по Показателю Критерия присвоено 30 баллов, что с учетом коэффициента значимости 0,4 составило 12 баллов по Критерию.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что предложение по выполнению работ Заявителя, представленное в заявке на участие в Конкурсе, является проработанным и расширенным (детализированным), что соответствует Форме N 3 Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что полная информация представлена Заявителем исключительно по подпоказателю 1.2. Показателя, в связи с чем Заявителю присвоено 30 баллов по Показателю.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в предложении Заявителя отсутствуют порядок выполнения работ (включая предварительный календарный план), а также указание на то, каким образом предлагаемые подходы обеспечат получение качественных результатов по подпокзателям 1.1., 1.3., 1.4.
Комиссия, изучив заявку Заявителя, приходит к выводу, что указанная заявка содержит предварительный календарный план по подпоказателям Показателя Критерия, установленным в Конкурсной документации, а также указание на то, каким образом предлагаемые подходы обеспечат получение качественных результатов по выполнению работ.
Таким образом, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявки Заявителя по Показателю Критерия.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно пункту 3.2 раздела "Критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение предпроектной стадии работ по созданию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса" Конкурсной документации в рамках оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (в области внедрения, разработки, создания, развития, модернизации, сопровождения, обеспечения функционирования автоматизированных информационных систем)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" принимаются контракты и (или) гражданско-правовые договоры, исполненные в период с 1 января 2015 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе без предъявления штрафных санкций со стороны заказчиков.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила, что порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию является ненадлежащим, поскольку конкурсной комиссией принимаются к оценке контракты и (или) гражданско-правовые договоры без предъявления штрафных санкций со стороны заказчиков, что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 25.06.2021 по делу N 17/06/105-535/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии:
|
Д.А. Борушков |
члены Комиссии: |
Е.С. Дубовкина
|
|
И.В. Лопухина
В.Г. Эминова |
|
|
Исп.: Мирасова А.Т.
Тел.: (499)755-23-23 (097-432)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2021 г. N 17/06/105-535/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021