Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО ТАПМ "Саратовархпроект" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФГБУ "Управление "Самарамелиоводхоз" (далее - Заказчик), ООО "ЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение проектных работ по объекту капитального строительства "Спасская оросительная система (реконструкция 2 очередь), Самарская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0342100002521000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом
ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом осуществившей оценку заявки Заявителя по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 23.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 25.06.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 17.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 88 000 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе
- 04.06.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников Конкурса, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
5) победителем Конкурса признано ООО "Базис" с предложением о цене контракта в размере 71 500 000 рублей.
1.1 Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) Критерия, поскольку Конкурсной комиссией не учтены все контракты, представленные в заявке на участие в Конкурсе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Приложением N 2 к разделу N 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлено, что показателем Критерия является "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1), а также "Обеспеченность участника специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации" (далее - Показатель N 2). Опыт участника по успешному выполнению работ формируется на основании количества успешно исполненных контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера и объема, гражданско-правовых договоров". При этом опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями ранее исполненных контрактов (договоров); копиями актов выполненных работ, подтверждающих приемку работ по исполнению контрактов (договоров), содержащих сведения о стоимости выполненных работ; копиями положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 15.06.2021 N ПРИ заявке Заявителя на участие в Конкурсе по Критерию присвоено 9 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в составе второй части заявки Заявителя в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ по Критерию Показателя N 1 представлено девять исполненных контрактов на выполнение проектных и/или изыскательских работ, а также один гражданско-правовой договор, из которых семь контрактов не приняты Конкурсной комиссией к оценке в связи с отсутствием в заявке приложений, указанных в контрактах.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении приложений, предусмотренных контрактами (договорами), в полном объеме является ненадлежащим, поскольку отсутствие указанных документов не свидетельствует об успешном исполнении контрактов (договоров), так как основными документами, подтверждающими опыт участника закупки, являются копии актов выполненных работ и положительных заключений государственных экспертиз.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию Показателя N 1 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая изложенное, ввиду установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Критерию Показателя N 1.
Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, применившей ненадлежащий порядок оценки по Критерию Показателя N 1 в отношении заявки Заявителя на участие в Конкурсе, нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
1.2 По мнению Заявителя, Конкурсная комиссия ненадлежащим образом осуществила оценку по Показателю N 2 Критерия, поскольку Конкурсной комиссией не учтены сведения о всех лицах, осуществляющих в обществе трудовую деятельность.
Приложением N 2 к разделу N 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлено, что оценивается заявленные участником закупки сведения о количестве специалистов у участника закупки в штате по основному месту работы, с наличием высшего профессионального образования в области инженерных изысканий и/или архитектурно-строительного проектирования, имеющих сертификаты по BIM технологии информационного моделирования в проектировании.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в заявке Заявителя на участие в Конкурсе для оценки заявки по Показателю N 2 Критерия представлены сведения в отношении двадцати одного специалиста, восемь из которых осуществляют трудовую деятельность у Заявителя по основному месту работы, а тринадцать - по совместительству. При этом Конкурсной комиссией учтены не все представленные сведения о специалистах.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заявителем представлена выписка из штатного расписания от 30.12.2020, а трудовые договоры заключены со специалистами позже даты указанного расписания, в связи с чем Конкурсной комиссией не учтены сведения о всех представленных специалистах. Кроме того, по мнению представителей Заказчика, на сайте налоговой службы nalog.ru среднесписочная численность работников составляет девять специалистов, по которым Заявитель производит налоговые отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что не соответствует представленным Заявителем сведениям.
Вместе с тем на заседание Комиссии представители Заказчика не представили документы и сведения из Федеральной Налоговой службы, подтверждающие, что указанные специалисты не осуществляют трудовую деятельность у Заявителя.
Комиссия, изучив порядок оценки на участие в Конкурсе по Критерию Показателя N 2, приходит к выводу, что указанный порядок оценки ограничивает количество участников закупки, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 8 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТАПМ "Саратовархпроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 25.06.2021 по делу N 17/06/105-517/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2021 г. N 17/06/105-517/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021