Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
рассмотрев жалобу ООО "РБ Трейд" на положения документации об электронном аукционе N 407 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения тиотропия бромид для социального обеспечения граждан (реестровый номер 0146200000921000181) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заявителя и заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 340 от 21.06.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 17.06.2021 поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе заказчика - управления здравоохранения Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы назначено на 23.06.2021 в 10:45. Однако в связи с техническими проблемами при проведении заседания посредством видеоконференц-связи в заседании Комиссии объявлен перерыв до 12:10 час. 24.06.2021.
По мнению заявителя, описание объекта закупки заказчика противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку не отвечает действительности, так как закупаемый лекарственный препарат с требуемой дозировкой 0,0025 мг/доза не включен в стандарты медицинской помощи. Также представители заявителя добавили о том, что закупаемый товар подходит под единственного производителя товара, что ограничивает число потенциальных участников закупки. Кроме того, представители указали на то, что заказчиком не был предоставлен ответ на один из запросов о разъяснении положений аукционной документации.
Представитель заказчика не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Аукционная документация и извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 610 400,00 руб.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что описание объекта закупки заказчика противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку не отвечает действительности, так как закупаемый лекарственный препарат с требуемой дозировкой 0,0025 мг/доза не включен в стандарты медицинской помощи, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В силу ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - особенности Описания) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 2 особенностей Описания, при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают в том числе лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
Согласно п. 5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
При этом, в силу п. 6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" п. 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из содержания документации об аукционе следует, что заказчиком установлено следующее требование к закупаемому товару: лекарственный препарат для медицинского применения Тиотропия бромид раствор для ингаляций 0,0025 мг/доза.
Указанное описание объекта закупки, с учетом информации, приведенной в Государственном реестре лекарственных средств, свидетельствует о том, что Заказчиком осуществляется закупка конкретного лекарственного препарата, лекарственная форма которого предусмотрена соответствующей инструкцией.
Как установлено Комиссией в соответствии с пояснениями представителя заказчика рассматриваемая закупка осуществляется для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О Государственной социальной помощи" (далее - Закон о государственной социальной помощи).
Исходя из содержания статьи 6.2 Закона о государственной социальной помощи, в состав набора социальных услуг, предоставляемого указанным гражданам, входит, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В указанном перечне лекарственный препарат "Тиотропия бромид" предусмотрен в лекарственных формах: капсулы с порошком для ингаляций и раствор для ингаляций.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" в информационно-аналитической подсистеме мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЕСКЛП) на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно пункту 7 Особенностей описания лекарственных препаратов (дополнен Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 N 1357 "Об утверждении Правил использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, а также о внесении изменения в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), при описании лекарственных препаратов, не включенных в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации о закупке используется информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащаяся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения, содержащиеся в ЕСКЛП, размещены на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru.
В рамках рассмотрения жалобы установлено, что в ЕСКЛП отсутствует информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН Тиотропия бромид.
При этом в ЕСКЛП есть препараты с МНН Тиотропия бромид в двух лекарственных формах "Раствор для ингаляций" с дозировкой 0.0025 мг/доза и "Капсулы с порошком для ингаляций" с дозировкой 0.018 мг, однако, данные препараты не поименованы как взаимозаменяемые.
Таким образом, в рассматриваемом случае само по себе указание конкретной лекарственной формы "Раствор для ингаляций" с дозировкой 0.0025 мг/доза не свидетельствует о нарушении требований законодательства о контрактной системе, учитывая информацию в едином реестре на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru, которая свидетельствует об отсутствии взаимозаменяемости по лекарственным формам средства Тиотропия бромид.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 323 медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Необходимо отметить, что в жалобе заявитель ссылается на Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1214н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при обострении хронической обструктивной болезни легких", Приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 N 327 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической обструктивной болезнью легких (при оказании специализированной помощи)". Между тем, согласно пункту 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 N 327 утвержденный рассматриваемым приказом стандарт носит рекомендательный характер. Кроме того, в Приказе Минздрава России от 20.12.2012 N 1214н указано в примечаниях к утвержденному стандарту указано, что лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата. Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Указанное положение также закреплено в части 15 статьи 37 Закона N 323.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, т.е. лечащие врачи (непосредственно к которым прикреплены пациенты) вправе при определении тактики лечения использовать клинические рекомендации, с учетом индивидуальности каждого пациента.
Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев (часть 3 статьи 37 Закона N323).
Частью 6 статьи 37 Закона N 323 предусмотрено, что клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" (часть 13 статьи 37 Закона N 323).
Согласно клиническим рекомендациям "Хроническая обструктивная болезнь легких", утвержденным Минздравом России препарат, Тиотропия бромид включен в перечень препаратов, используемых в терапии Хронической обструктивной болезни легких.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно пояснениям представителя заказчика закупка данного товара объективно обоснована потребностями Заказчика и осуществляется в рамках пункта 1 части 1 статьи 6.2 Закона о государственной социальной помощи на основании заявок медицинских организаций области для обеспечения льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по медицинским показаниям (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии.
В инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов с МНН Тиотропия бромид в форме выпуска "капсулы с порошком для ингаляций" с торговыми наименованиями Респиум (производитель - ООО "ПСК Фарма", Россия), Тиотропиум-натив (производитель - ООО "Натива"/ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия), Спирива (производитель - Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко.КГ, Германия) отсутствует показание к применению - бронхиальная астма, а в противопоказаниях указано - дети до 18 лет.
Вместе с тем, лекарственный препарат с МНН Тиотропия бромид в форме выпуска "раствор для ингаляций" с торговым наименованием Спирива Респимат (производитель - Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко.КГ, Германия) имеет показания к применению - в качестве дополнительной поддерживающей терапии у пациентов с 6 лет с бронхиальной астмой, с сохраняющимися симптомами заболевания на фоне приема, по крайней мере, ингаляционных глюкокортикостероидов; для уменьшения симптомов бронхиальной астмы, улучшения качества жизни и снижения частоты обострений.
Кроме того, в клинических рекомендациях Министерства здравоохранения РФ по бронхиальной астме (утверждены в 2019 году) указано: "Несмотря на то, что тиотропия бромид доступен в виде разных ингаляционных устройств, данные по использованию препарата при бронхиальной астме получены только для жидкостного ингалятора и не могут быть экстраполированы на тиотропия бромид в виде дозированного порошкового ингалятора".
Помимо этого, в повседневной клинической практике часто наблюдается сочетание хронической обструктивной болезни легких с бронхиальной астмой, и у таких пациентов использование лекарственного препарата с МНН Тиотропия бромид в лекарственной форме "раствор для ингаляций", предназначенного для жидкостного ингалятора, является единственно возможным вариантом.
Таким образом, описание объекта закупки сформировано с учетом потребности Заказчика в соответствующем лекарственном препарате для дополнительной поддерживающей терапии у пациентов с 6 лет с бронхиальной астмой и является значимым (существенным) для него.
Исходя из вышеизложенного Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика при описании объекта закупки.
Вместе с тем, 16.06..2021 в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещено разъяснение положений аукционной документации, в котором указано обоснование использованиях закупаемой лекарственной формы и дозировки. Обоснование невозможности использования иных лекарственных форм и дозировок, содержащееся в разъяснении положений документации, не приведено заказчиком в составе документации об аукционе, что формально нарушает положение п. 6 Особенностей описания.
Вместе с тем, Комиссия, оценивая действия заказчика на предмет их соответствия требованиям Закона о контрактной системе, исходит из следующих обстоятельств.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно ч. 2 ст. 98 Закон N 323, медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Таким образом, Комиссия констатирует, что в совокупной информации, размещенной в единой информационной системе, заказчиком приведено обоснование необходимости указания характеристик, поименованных в документации, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующее законодательство о закупках не устанавливает требований к содержанию и полноте обоснования необходимости указания оспариваемых заявителем характеристик, а, следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что приведенное заказчиком обоснование является ненадлежащим.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком закупается товар единственного производителя лекарственного препарата, что ограничивает число потенциальных участников закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. Указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п. 4.2 аукционной документации установлены наименование, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, упаковке товара.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений вышеуказанных норм Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 N Ф01-2642/2015 по делу N А38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Стоит отметить, что на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчиком уже была осуществлена закупка за счет средств федерального бюджета лекарственного препарата с МНН Тиотропия бромид с лекарственной формой "капсулы с порошком для ингаляций" (реестровый номер 0146200000920000226) в объеме потребности на 2021 год. Исходя из пояснений заказчика, заявитель не участвовал в указанной закупке.
Частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе определено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлены доказательства того, что действия заказчика по установлению требований к закупаемому товару являются для заявителя или иных участников закупки непреодолимыми либо создают преимущества какому-либо участнику. В жалобе заявителем не указано, что препятствует заявителю предложить заказчику товар, аналогичный функционально описанному заказчиком.
В соответствии с пунктом 3.33. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, представленные материалы не позволяют сделать вывод, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не был предоставлен ответ на один из запросов о разъяснении положений аукционной документации, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что 15.06.2021 в 18:18 заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания: "Согласно аукционной документации, закупка препарата осуществляется для амбулаторного обеспечения граждан имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
1. Просим уточнить осуществляется ли закупка в рамках пункта 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"?
2. Для обеспечения льготных категорий граждан, страдающих каким заболеванием, проводится данная закупка?".
При этом необходимо отметить, что в аукционной документации отсутствует информация о том, что закупка препарата осуществляется для амбулаторного обеспечения граждан имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Как следует из запроса о разъяснении положений аукционной документации, вопросы, поставленные в нем, не касаются положений аукционной документации, а также не содержат ссылок на пункты документации об аукционе, положения которой требуют разъяснений.
Обязанности предоставлять разъяснения по иным вопросам, не касающимся положений документации, Законом о контрактной системе на заказчика не возложено.
Вместе с тем, заказчиком был дан ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации, в котором заказчик указал на отсутствие положений документации которые необходимо было бы разъяснить.
Также согласно письменным возражениям заказчика, указанный запрос поступил заказчику по истечении срока, указанного в части 4 ст. 65 Закона о контрактной системе (в силу абз. 2 пункта 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ, если какое-либо действие должно быть совершено в организации, то срок для его совершения истекает в тот час последнего дня срока, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчиком не нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РБ Трейд" на положения документации об электронном аукционе N 407 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения тиотропия бромид для социального обеспечения граждан (реестровый номер 0146200000921000181) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 июня 2021 г. N 048/06/105-915/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021