Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - руководителя управления, председателя Комиссии; Лесковой Ю.П. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей: муниципального заказчика - Управления образования администрации города Благовещенска - Темнюка Д.Д., действующего на основании доверенности от 12.01.2021 N 0010; уполномоченного органа - Администрации города Благовещенска - Чебыкиной И.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2021 N 01-26/336; участника закупки - индивидуального предпринимателя Ванчугова Е.А. (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую 15 июня 2021 года в Амурское УФАС России от Управления образования администрации города Благовещенска информацию о допущении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка компьютерной и оргтехники", объявленного извещением от 27.05.2021 N 0123300008221000228, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru,
УСТАНОВИЛА:
27.05.2020 на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru уполномоченным органом - Администрацией города Благовещенска по заявке муниципального заказчика - Управления образования администрации города Благовещенска размещено извещение N 0123300008221000228 о проведении электронного аукциона "Поставка компьютерной и оргтехники".
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 472 156,69 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.05.2021 15:58. Дата и время окончания срока подачи заявок - 07.06.2021 09:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.06.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме 09.06.2021. Время проведения аукциона 09:30.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.06.2021 N0123300008221000228-1 на участие в электронном аукционе подано 5 заявок; 4 заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в закупке. Заявка с идентификационным номером 109974875 признана несоответствующей требованиям документации и отклонена.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2021 N 0123300008221000228-3-1 в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем признан участник закупки - ИП Караванов Ярослав Владимирович, предложивший цену контракта 391 889,83 руб.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы, в сфере закупок www.zakupki.gov.ru о процедуре заключения контракта, 19.11.2020 заказчик в соответствии с требованиями указанной нормы разместил проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени поставщика.
При направлении проекта контракта победителю электронного аукциона снизил цену контракта была принята на 15% от предложенной победителем цены, согласно требованиям аукционной документации об ограничении, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
Так, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 878) установлен запрет на допуск товаров радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Объектом закупки является поставка товаров - компьютерной и оргтехники, в том числе многофункциональное устройство, системный блок, источник бесперебойного питания, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, которые входят в указанный реестр (Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 26).
Пунктом 1 Постановления N 878 предусмотрено создание единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), правила формирования и ведения которого установлены указанным Постановлением.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 878, ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств утвержден Постановлением N 878.
Пунктом 4 Постановления N 878 определено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Заказчиком в рамках рассматриваемой закупки было размещено обоснование невозможности соблюдения ограничений, предусмотренных Постановлением N 878.
Указанное обоснование невозможности составлено на основании подпункта "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878, т.е. в связи с тем, что радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Вместе с тем, следует отметить, что реестр, установленный вышеуказанным Постановлением Правительства, создан в целях реализации Постановления N 878. Отсутствие в реестре товаров не является безусловным свидетельством отсутствия производства такой продукции на территории Российской Федерации. Наличие товаров, требуемых к поставке, в реестре, утверждены Постановлением Правительства N 878, в случае выполнения совокупности условий дает преимущества товарам российского происхождения, включенным в реестр.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу.
Товары, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, входят также в перечень, указанный в Приложении к Приказу N 126н "Компьютеры и периферийное оборудование".
Согласно извещению и документации об электронном аукционе заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные Приказом N 126н.
Так, в соответствии с пунктом 1.8.1 аукционной документации, в случае поставки отдельных видов товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), могут быть предоставлены преимущества в отношении цены контракта в размере 15 % в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 % в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном настоящим приказом.
В ходе анализа первых частей поступивших на участие в закупке заявок, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что участник электронного аукциона с идентификационным номером заявки 109975546 указал наименование страны происхождения товара - Российская Федерация. В тоже время, остальные участники электронного аукциона, чьи заявки были также признаны соответствующими требованиям аукционной документации, указал наименование страны происхождения товара - Российская Федерация, Япония, Китай, Нидерланды, США.
В силу пункта 1.1. Приказа N 126н, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н установлено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2021 N 0123300008221000228-3-1 победителем признан ИП Караванов Ярослав Владимирович, предложивший цену контракта 391 889,83 руб. В соответствии с Приказом 126н контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной победителем закупки и составляющей 333 106,36 руб.
Заказчиком победителю электронного аукциона был направлен проект контракта с предложением о цене муниципального контракта - 333 106,36 рублей.
Победитель электронного аукциона ИП Караванов Я.В. не согласился с условиями применения преимущества со снижением цены на 15%, предоставил протокол разногласий на проект муниципального контракта, в котором указал, что заявка N 109975546 (ИП Ванчугова Егора Андреевича) содержала недостоверные сведения относительно страны происхождения товара.
Комиссией Амурского УФАС России при изучении заявки ИП Ванчугова Егора Андреевича установлено, что участник во второй части заявки, указал перечень стран происхождения товаров, предложенных к поставке, тогда как в первой части данной заявки указана только страна происхождения "Российская Федерация".
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия заказчика необоснованно признала заявку с идентификационным номером N 109975546 (ИП Ванчугова Егора Андреевича), содержащую противоречивые (недостоверные) сведения в отношении страны происхождения товара, предложенного к поставке, соответствующей требованиям документации об аукционе,
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проведя внеплановую проверку закупки способом электронного аукциона "Поставка компьютерной и оргтехники", объявленного извещением от 27.05.2021 N 0123300008221000228, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика - Управления образования администрации города Благовещенска нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Дегодьев
Члены Комиссии: Ю.П. Лескова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 июня 2020 г. N 028/06/99-382/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021