Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
М.А. Благодарев,
Члены Комиссии:
С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
по итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона N0358200045521000013 "Поставка оборудования для занятий в спортзале", с использованием видео-конференц связи (ВКС), без участия представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России в порядке п.п. "б" п.1 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и Поручения ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-М/19 проводилась внеплановая проверка соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении электронного аукциона N0358200045521000013 "Поставка оборудования для занятий в спортзале" (далее - аукцион, закупка).
Ростовским УФАС России возбуждено дело N061/06/99-1113/2021, что подтверждено уведомлением о проведении внеплановой проверки и назначении времени и места ее проведения.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, проведена внеплановая проверка Аукциона, в ходе которой установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.03.2021.
16.03.2021 в Извещение внесены изменения согласно которым: начальная (максимальная) цена контракта составила 1 138 900,00 рублей.
Закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта "Демография".
Контракт N0358200045521000013 по итогам названной закупки заключен 06.04.2021 с ООО "СТАНДАРТ СПОРТ" на сумму 1 076 260,50 рублей.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Через Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.
Так, например, в Инструкции Заказчик установил противоречивые требования к описанию в заявке показателей товаров, сопровождающихся определенными знаками, словами, символами: "Участник закупки указывает конкретные показатели товара, не допускается использование формулировок "должны быть", "должны", "должен быть", "должен", "должна быть", "должна", "должно быть", "должно", "не более", "не менее", "более", "менее", ставить знаки "+", "-", "_", "+/-", "V" и т.п., за исключением случаев, когда указанным способом показатели товара обозначаются производителем товара.
В случае отсутствия указания в документации об электронном аукционе на единицы измерения показателей следует читать и применять их в соответствии с действующей нормативно-технической документацией; аналогично - в тех случаях, когда единицы измерения установлены заказчиком не в соответствии нормативно-технической документацией.
Использование символа "," либо союза "и" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара означает, что данный товар должен обладать всеми перечисленными параметрами и характеристиками. Использование символа ";" либо союза "или" при перечислении требований к параметрам и характеристикам товара означает, что данный товар должен обладать одним из перечисленных параметров и характеристик.
Разъяснение и применение понятий, используемых в показателях товара:
- "не более", знак "*" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "Не менее", знак "*" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- "Более", знак ">" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Менее", знак "<" - означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
- "от_", "Не хуже" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- "до_" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "Свыше", "Выше", "Лучше", "Больше" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Ниже", "Меньше" - означает меньшее значение, где показатель имеет более низкое значение;
- "Превышает", "должен превышать" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Не превышает", "не должен превышать" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "от _ до_" - означает диапазон значений и включает крайние значения;
Если содержатся знаки _, +/- устанавливающие рядом со значением показателя максимальные величины допусков, то такие знаки означают допустимые отклонения и могут не удаляться (оставляются в данной графе без изменения) или участником закупки указывается точное значение показателя, соответствующее заявленному в описании объекта закупки, с учетом применяемых допусков.
В случае наличия в описании товара показателей, принимающих диапазонные значения и сопровождающихся словами (сочетаниями слов) "должно быть диапазоном", "диапазон", "в диапазоне", "пределы", "в пределах", "интервал", "в интервале", участнику закупки следует указать значение в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, при этом указываются конкретные значения верхней и нижней границы диапазона, которые должны являться включительными значениями. Под включительными значениями подразумевается включение верхней и нижней границы диапазона в область допустимых значений.
В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика.
Фактически, Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Таким образом, Инструкция, сформированная Заказчиком, носит противоречивый и запутанный характер и, в совокупности с объемным описанием объекта закупки, не позволяет участникам определить, какие именно положения подлежат применению в том или ином случае при описании товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А32-47801/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
На основании вышеизложенного, Комиссия признает Заказчика нарушившим положения ч.1 ст.64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, так как Заказчик, к моменту рассмотрения настоящего дела заключил контракт N0358200045521000013 от 06.04.2021.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
2. Предписание не выдавать, поскольку по итогам электронного аукциона заключен контракт от 06.04.2021 N0358200045521000013.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
исп. Гижко В.Н.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 июня 2021 г. N 061/06/99-1113/2021 (ключевые темы: участники закупок - антимонопольный орган - электронный аукцион - поставка оборудования - проведение внеплановой проверки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021