Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ООО "Авантаж" (далее - Заявитель): ;
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 52" (далее - Заказчик) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19865-ЭП/21 от 17.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту основных фондов в 2021 году, в том числе поставка товара для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 52" (извещение N 0372200011721000021) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 02.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200011721000021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 548 286,87 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Разделом 16 Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема":
"Принимается к расчету опыт работы участника закупки: выполненные участником работы по текущему обслуживанию и ремонту инженерных сетей, электрических сетей, систем вентиляции, тепловых центров, водомерных узлов, подтвержденные копиями контрактов, (далее - контракты (договоры), заключенных и исполненных участником на выполнение указанных работ в течение 3х лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями к ним (при наличии), копиями оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и копиями актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Максимальное значение в баллах для данного показателя - 100 баллов.
Показатель |
Значение показателя, руб. |
Баллы |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
35 млн. рублей (включительно) и более |
100 |
от 30 млн. рублей (включительно) до 35 млн. рублей |
80 |
|
от 25 млн. рублей (включительно) до 30 млн. рублей. |
60 |
|
от 20 млн. рублей (включительно) до 25 млн. рублей. |
40 |
|
от 15 млн. рублей (включительно) до 20 млн. рублей. |
20 |
|
от 5 млн. рублей (включительно) до 15 млн. рублей. |
10 |
|
до 5 млн. рублей. |
0 |
Рейтинг по показателю оценки заявки относительно критерия равен количеству баллов, умноженному на соответствующую значимость показателя.
Показатель квалификации участника определяется исходя из заявленных участником в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации) сведений о стоимости выполненных работ с приложением к указанной форме копий ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним (при наличии), копий оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и копий актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Все документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должны иметь четко читаемый текст.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.
В случае, если дата заключения контракта (договора) будет не соответствовать установленному периоду (в течение 3х лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе), и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) будут не соответствовать иным требованиям, указанным в подпункте 4.1.1 раздела 16 конкурсной документации, установленным к работам сопоставимого характера, то для оценки заявки по данному показателю стоимость работ по ним учитываться не будет.
В случае наличия противоречия между сведениями о стоимости выполненных работ, указанными в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации) и сведениями о стоимости выполненных работ, определяемые по фактически представленным в заявке участника копиям контрактов (договоров), копиям справок о стоимости выполненных работ и затрат и копиям актов выполненных работ по данным контрактам (договорам), то показатель квалификации будет определяться исходя из фактически представленных участником копий контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним, копий оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат и копий актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
В случае наличия противоречия между стоимостью выполненных работ, указанной в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и (или) акте выполненных работ по данным контрактам (договорам), и стоимостью работ, указанной в контракте (договоре) по данному объекту, то для расчета показателя по критерию "Квалификация участника закупки"принимается стоимость выполненных работ, указанная в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и (или) акте выполненных работ по данным контрактам (договорам).
В случае наличия противоречия между стоимостью выполненных работ, указанной в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии) и акте выполненных работ по данным контрактам (договорам), то для расчета показателя по критерию "Квалификация участника закупки" принимается стоимость выполненных работ, указанная в акте выполненных работ по данным контрактам (договорам).
В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии нижеследующих документов: контрактов (договоров), приложений и дополнений к ним (при наличии), оформленных актов выполненных работ по данным контрактам (договорам), но сведения по которым содержатся в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации), стоимость работ по ним при оценке заявки участника по показателю учитываться не будет.
Стоимость работ, указанная участником в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к разделу 16 конкурсной документации) и стоимость работ, указанная в копиях Справок о стоимости выполненных работ и затрат и (или) оформленных актов выполненных работ по данным контрактам (договорам), должны быть идентичными.
При отсутствии в заявке участника копий оформленных Справок о стоимости выполненных работ и затрат в виду их фактического отсутствия, конкурсной комиссией будут зачтены контракты (договоры) участника в установленном порядке при подтверждении исполнения данных контрактов (договоров) копиями оформленных актов выполненных работ с указанной в них стоимостью принимаемых работ по данным контрактам (договорам).
В целях однозначной идентификации и проверки членами Комиссии заказчика информации о представленных контрактах (договорах) участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить по каждому контракту (договору) реестровый номер контракта (договора), присвоенный контракту (договору) в реестре контрактов на сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), и(или) номер закупки, указанный на сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), по результатам проведения которой был заключен такой контракт (договор). Участнику, не представившему данную информацию, присваивается 0 баллов."
Комиссией УФАС, установлено, что конкурсной документацией по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" определено предельное значение в части общей стоимости исполненных контрактов (договоров) (35 000 000 руб.).
Согласно пункту 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки заявок, в частности опыта работы, может быть опыт участника закупки по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема.
Так, согласно конкурсной документации участнику закупки надлежит выполнить работы и осуществить поставку на общую сумму 2 548 286,87 рублей.
Комиссия УФАС, проанализировав предельные показатели нестоимостного критерия, приходит к выводу, что в нарушение требований пункта 27 Правил предъявляемые требования к опыту работы увеличены в части общей стоимости исполненных контрактов (435 811 634,49 руб.).
Показатель критерия оценки в части общей стоимости исполненных контрактов (35 000 000 руб.) значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта (2 548 286,87 рублей), и, следовательно, не может быть сопоставим по объему.
Комиссия отмечает, что участники закупки наделены равными правами по отношению друг к другу.
Вышеуказанные предельный показатель нестоимостного критерия не позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, например, субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствует возможность конкурировать (получить максимальный балл по данному показателю) с более крупными предприятиями в части исполненных контрактов на сумму 35 000 000 рублей.
Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что предельный показатель нестоимостного критерия, во-первых, не сопоставим с объемом работ, стоимостью контракта, во-вторых, создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что выше установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" имеет однозначное указание по предоставлению в качестве опыта только государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров).
Согласно сведениям извещения, предметом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту основных фондов в 2021 году, в том числе поставка товара для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 52".
По мнению Комиссии УФАС вышеуказанное условие порядка оценки показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" с учетом предмета закупки, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю, поскольку в Конкурсной документации исключена возможность предоставления участниками договоров гражданского-правового характера, заключенных в обычной хозяйственной деятельности.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают
п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменения в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авантаж" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2021 г. N 44-2995/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021