Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
ГБДОУ детский сад N 18 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик); ИП Сергеева Руслана Владимировича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20013-ЭП/21 от 18.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели для ГБДОУ детский сад N 18 Приморского района Санкт-Петербурга (извещения N 0372500002921000021) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500002921000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 993 412, 00 рублей.
ИП Сергеев Руслан Владимирович в жалобе указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика установлены в Приложении N 2 к документации об аукционе.
В частности, требования к товарам содержат различные формулировки с использованием слов: "не более", "не менее", "больше", "должен быть" и др.
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что разделе N 19 документации об аукционе Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки.
В указанной части документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие условия: 4. в случае установления минимального числового значения показателя товараи установления максимального числового значения показателя товара, в требовании к значению показателя, с использованием в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков "не меньше
ниже
", "
не меньше
меньше
", "не меньше
менее
", "не ниже
и менее
", "не менее
<
", "
-
<
", "не менее
меньше
", "не менее
и менее
", "
меньше
", "не ниже
меньше
", "не меньше
<
", "не ниже
ниже
", "
ниже
", "не менее
- ниже
", "
менее
", "не ниже
<
", "не меньше
- ниже
", "
не ниже
и ниже
", "
и
ниже
", "не менее
и <
", "не меньше
и меньше
", "не ниже
и <
", "
<
", "
не менее
меньше
", "не менее
- менее
", "
не ниже
- менее
", "не меньше
менее
", "не ниже
- меньше
", "
менее
", "
не менее
ниже
", "
и меньше
", "не меньше
- <
", при этом
наименование показателя содержит
:
и/или
-
, участнику закупки в первой части заявки необходимо указать одно конкретное значение показателя, которое входит в установленный интервал или диапазон значений и должно быть не менее значения, которое указано в качестве минимального числового значения и должно быть менее значения, которое указано в качестве максимального числового значения в требовании к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "не меньше", "
не ниже", "
",
не менее
, "ниже", "меньше", "<","менее"; руководствуясь данным положением инструкции при заполнении заявки, в предложении участника, при наличии указанных в данном положении инструкции слов/словосочетаний/знаков в требовании к значению показателя, не допускается указывать диапазон значений (два не равных числовых значения).
в случае установления минимального числового значения показателя товара и установления максимального числового значения показателятовара, в требовании к значению показателя, с использованием в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков "больше_ - <
", "
от
менее
", ">
- меньше
", "
более
- меньше
", "свыше
менее_", "выше_ ниже_", "более_ ниже_", "более_ _ <_", "свыше_ и меньше_", "от_ и меньше_", "от_ <_", "более_ менее_", "свыше_ - ниже
", "больше
меньше
", "
выше
и менее
", "
выше
- меньше
", "больше
- ниже
", "от
- ниже
", ">
и менее
", "выше
<
", "
больше
менее
", ">
<
", "
более
и меньше
", "свыше
- <
", "
от
меньше
", "
выше
и ниже
", "
более
менее
", ">
- ниже
", "свыше
меньше
", "от
- <
", "
больше
менее
", "выше
и <
", "больше
ниже
", "от
ниже
", "свыше
<
", ">
меньше
", "
больше
<
", "выше_ - менее_", "от_ _ менее_", ">_ и <_", "больше_ и меньше_", ">_ - менее_", "более_ и ниже_", ">_ _ ниже_", "свыше_ менее_", "более_ - <_", "свыше_ _ ниже_", "выше_ _ меньше_", при этом наименование показателя содержит ":" и/или "-", участнику необходимо указать в составе первой части заявки одно конкретное значение для верхней границы диапазона и одно конкретное значение для нижней границы диапазона, которые входят в установленный интервал или диапазон значений,при этом указанное участником значение в первой
части заявки для нижней границы должно быть должно быть не менее и не равное минимального числового значения указанного в требовании к значению показателя, а указанное участником
значение в
первой части заявки для верхней границы
должно быть менее максимального числового значения указанного в требовании к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "выше ", "больше", " >", "более", "свыше", " от ", "ниже", "меньше", " < ","менее"; руководствуясь данным положением инструкции при заполнении заявки , в предложении участника, при наличии указанных в данном положении инструкции слов/словосочетаний/знаков в требовании к значению показателя, не допускается указывать равные значения для нижней и для верхней границы; в предложении участника значение для нижней границы должно быть менее значения для верхней границы.
13. в случае установления минимального числового значения показателя товара и установления максимального числового значения показателя товара, в требовании к значению показателя, с использованием в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков ">_ и ниже","от
- менее
", "
свыше
и <
", ">
- <
", "более
меньше
", "
выше
- <
", "больше
и ниже
", "выше
меньше
", ">
менее
", "более
<_", "свыше_ - меньше_", "от_ ниже_", "от_ - меньше_", "свыше_ и менее
", "выше
- ниже
", "
больше
<
", ">
ниже
", "
больше
меньше
", "
более
- ниже
", "свыше
ниже
", "от
<
", "
более
- менее
", ">
меньше
", "
больше
- менее
", "
выше
ниже
", "от
и менее
", "
больше
и <
", "
выше
менее
", ">
<
", "свыше
- менее
", "
более
и <
", "выше
и меньше
", "от
меньше
", "свыше
меньше
", "больше
- меньше
", "
более
ниже
", "выше
менее
", "
выше
<
", "более
меньше
", "
>
и меньше
", "больше
ниже
", "свыше_ _ <_", "от_ и ниже_", "от_ и <_", ">_ _ менее_", "больше_ и менее
", "
более
и менее
", "свыше
и ниже
", при этом
наименование показателя содержит
:
и/или
-
, участнику закупки в первой
части заявки необходимо указать одно конкретное значение показателя, которое входит в установленный интервал или диапазон значений и должно быть более значения, которое указано в
качестве
минимального числового значения идолжно быть менее значения, которое указано
в
качестве максимального числового значения
в требовании к
значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "выше", " больше ", ">","более", "свыше", " от ", "ниже", "меньше", "<","менее"; руководствуясь данным положением инструкции при заполнении заявки, в предложении участника, при наличии указанных в данном положении инструкции слов/словосочетаний/знаков в требовании к значению показателя, не допускается указывать диапазон значений (два не равных числовых значения).
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений документации следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, а формулировки, указанные в инструкции по заполнению первой части заявки, отсутствуют в требованиях к товарам, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеева Руслана Владимировича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июня 2021 г. N 44-3016/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021