Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.
Рассмотрев информацию, поступившую от ИП Ф., содержащую указание на признаки нарушений требований Закона N44-ФЗ, допущенные ГКУ СК "Краевой центр информационных технологий" при заключении контракта N1688/01 от 25.12.2020 г. с АО "Почта России"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступила информация, содержащая указание на признаки нарушений требований Закона N44-ФЗ, допущенные ГКУ СК "Краевой центр информационных технологий" при заключении контракта N1688/01 от 25.12.2020 г. с АО "Почта России".
Комиссия, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Государственный контракт от 25.12.2021 года N1688/01 между ГУ СК "Краевой центр информтехнологий" и АО "Почта России" заключен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон N 44-ФЗ) осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Документами, предшествующими заключению контракта, являются: Письмо ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 12.10.2020 г N 03-2/6/1893 "О согласовании проекта государственного контракта с АО "Почта России" на оказание услуг почтовой связи по пересылке заказных писем разряда "Административное", содержащих копии постановлений и материалов дел об административных правонарушениях в части информирования граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения для обеспечения нужд Ставропольского края на первое полугодие 2021 года;
Письмо министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 03.11.2020 г. N 08-7199 о согласовании проекта государственного контракта с АО "Почта России" на оказание услуг почтовой связи по пересылке заказных писем разряда "Административное", содержащих копии постановлений и материалов дел об административных правонарушениях в части информирования граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения для обеспечения нужд Ставропольского края на первое полугодие 2021 года;
Письмо ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" от 23.12.2020 N03- 2/6/2678 о направлении для подписания Контракт на оказание услуг почтовой связи по пересылке заказных писем разряда "Административное", в том числе электронных, содержащих копии постановлений и материалов дел об административных правонарушениях в части информирования граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения для обеспечения нужд Ставропольского края на 1 полугодие 2021 года.
Причиной не проведения закупки конкурентным способом является тот факт, что АО "Почта России" является единственным поставщиком услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
Услуги, перечисленные в контракте, заключенном между ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и АО "Почта" относятся к сфере деятельности услуг, оказываемых субъектами естественных монополий.
Так, в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях установлено, что естественной монополией является такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Согласно данной характеристике можно говорить об отсутствии возможности заключения контракта с другими участниками рынка.
Также, согласно статье 4 Закона о естественных монополиях, к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. Таким образом, на основании вышесказанного, можно говорить о безусловном статусе естественной монополии АО "Почта России" в данных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 7 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет ФАС России, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Кроме того, Приказом ФАС России от 03.12.2020 N 1182/20 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую АО "Почта России" (далее - Приказ N 1182/20), установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП "Почта России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
На основании изложенного, продажа государственных знаков почтовой оплаты (далее по тексту - ГЗПО) не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика ФГУП "Почта России" на оказание услуг, указанных в Приказе N 1182/20, руководствуясь при этом пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи следует отметить, что проставление оттиска ГЗПО, наносимого франкировальной машиной, не является отдельной услугой, а в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234, служит подтверждением оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.
Таким образом, контракт на оказание услуг по пересылке заказных писем в форме электронного документа может быть заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ с АО "Почта России" как с единственным поставщиком.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика не установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать действия заказчика - ГКУ СК "Краевой центр информационных технологий" при заключении контракта N1688/01 от 25.12.2020 г. с АО "Почта России" - соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 июня 2021 г. N 026/06/99-1505/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021