Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Исаева О.В., Кузнецова Е.А.
от ООО "ГеоВерсум" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила ООО "ГеоВерсум" на действия заказчика - Администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса в электронной форме N 0121600019721000033 "Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка системы градостроительной документации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края (местных нормативов градостроительного проектирования, генерального плана, правил землепользования и застройки)"".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, рассмотрев доводы жалобы ООО "ГеоВерсум", выслушав сторону, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу ч. 1, 2 ст. 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. По первому доводу заявителя установлено:
В наименовании показателя оценки показателя 2.2 опыт оказания услуг по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования: Генеральных планов, правил землепользования и застройки, за период 2019-2021 годы и информации, раскрывающей содержание нестоймостных критериев оценки, величины их значимости указано, что в рамках показателя будет рассматриваться наибольший положительный опыт выполнения аналогичных предмету конкурса (сопоставимых по характеру и объему) работ по информации о количестве исполненных контрактов (договоров) с приложением документов, подтверждающих выполнение работ и факт их приемки за 2019-2021 годы, а так же указание номера реестровой записи предоставляемых контрактов (договоров) в ЕИС.
Таким образом, заказчик будет оценивать исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 2,5 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Данный довод заявителя обоснован.
2. По второму доводу заявителя установлено:
В наименовании показателя оценки показателя 2.3 Опыт выполнения работ по подготовке сведений о границах населенных пунктов и опыт выполнения работ по подготовке сведений о границах территориальных зон населенных пунктов, поселений, округов (графическое описание местоположения границ населенных пунктов, границ. территориальных зон перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости) за период с 2018 по 2021 годы и информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев оценки, величины их значимости указано, что к оценке принимаются только копии муниципальных контрактов, договоров, исполненных в срок и без применения штрафных санкций с приложением к ним приложений копий актов выполнения работ (оказанных услуг), подтверждающих выполнение работ и факт их приемки за 2018-2021 годы.
Т.е. заказчик будет оценивать исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3,5 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Предоставление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) за иные годы, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ, наличие в составе заявки на участие в закупке договоров (контрактов), за иные годы, не можется являться, основанием для того, чтобы не учитывать предоставленный участником опыт при оценке заявок участников.
Таким образом, заказчиком нарушены требования Закона N44-ФЗ и документация закупки содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки заявок, ограничивающие число участников закупки, но не позволяющие определить наилучшее предложение.
Данный довод заявителя обоснован.
3. По третьему доводу заявителя установлено:
В показателях, раскрывающих содержание показателей оценки 2.2 и 2.3 указано, что "_под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения штрафных санкций_".
В соответствии с ч. 14 ст. 54.7 Закона N44-ФЗ победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Данная норма закона отсылает на Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п. 4 Правил, указано, заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п. 13 Правил установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В силу п. 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Под успешным опытом, следует понимать, что действия по исполнению контракта достигли своей цели, контракт исполнен в полном объеме, например, товар поставлен, объект введен в эксплуатацию, работы завершены все акты приемке-предачи подписаны и т.д.
Вместе с тем, в показателях раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, величины их значимости заказчиком указано, что "_под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)_".
Наличие штрафов и пеней не говорит об отсутствие соответствующего опыта выполненных работ!
В процессе выполнение того и иного контракта, могут наступать правоотношения, влекущие к применению неустоек (штрафов, пеней) в отношение исполнителя, однако же если данный контракт был в итоге исполнен и заказчик в результате получил то, на что рассчитывал при заключении контракта, то наличие примененных неустоек (штрафов, пеней) не свидетельствует об отсутствии опыта!
Установление излишних требований к участникам закупки может повлечь за собой невозможность участия лиц, потенциально способных сделать лучшее предложение, только по причине формального несоответствия требованию, не имеющему в реальности практического значения.
Таким образом, указанные выше требования, установленные заказчиком в отношении опыта выполнения работ не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Данный довод заявителя обоснован.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика - Администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края установлены нарушения требований ст. 8 Закона 44-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГеоВерсум" на действия заказчика - Администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса в электронной форме N 0121600019721000033 "Выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Разработка системы градостроительной документации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края (местных нормативов градостроительного проектирования, генерального плана, правил землепользования и застройки)"". - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края нарушившими требования ст. 8 Закона 44-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 июня 2021 г. N 026/06/53-1512/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021