Резолютивная часть оглашена
24.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "САЛЕКО" на положения аукционной документации при проведении закупки по объекту: поставка Системы для брахитерапии с дистанционной загрузкой радионуклидного источника (извещение N 0142200001321012675; начальная (максимальная) цена контракта - 60 460 000,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "САЛЕКО" на положения аукционной документации при проведении закупки по объекту: поставка Системы для брахитерапии с дистанционной загрузкой радионуклидного источника.
Заявитель считает, что документация не соответствует Закону о контрактной системе, просит признать нарушение положений Закона о контрактной системе, представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При описании объекта закупки Заказчиком использована позиция 26.60.13.190-00000679 КТРУ - Система для брахитерапии с дистанционной загрузкой радионуклидного источника, согласно которой установлены следующие характеристики:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Количество каналов |
|
Штука |
Радиоактивный источник |
Кобальт-60 |
|
Иридий-192 |
|
При этом, характеристики "радиоактивный источник" является изменяемой (на выбор Заказчика).
Приложением N 3 проекта контракта "Отгрузочная разнарядка (план распределения)" установлено, что получателем медицинского оборудования выступает ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5".
Специфика использования системы для брахитерапии при проведении медицинских вмешательств отражена в письме главного врача ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" N 1879 от 03.06.2021 г. согласно которому:
"На протяжении 30 лет в отделении радиотерапии ГБУЗ СО "ТГКБ N 5" использовался источник для внутриполостного аппарата Кобальт-60, соответственно и проект, и защита каньона были составлены для данного источника. Кроме того, производить перезарядку источника требуется 1 раз в 5 лет (как для Кобальта-60), нежели 1 раз в 4 месяца (как для источника Иридий-192).
Стоимость перезарядки аппарата с источником Иридий-192 (1 раз в 4 месяца) за 5 лет составит сумму, большую, чем для перезарядки Кобальтом-60 (1 раз в 5 лет).
При этом использование долгоживущего источника Кобальт-60 позволит не зависеть от возможных перебоев с поставкой источников, а также от длительной процедуры подготовки и обработки необходимых документов".
Таким образом, течение 5 лет источник Иридий-192 надо будет заменить примерно 15 раз, а источник Кобальт-60 - 1 раз. При этом перебои в поставках источников Иридий-192 фактически будут означать невозможность использования аппарата брахитерапии и срыв сроков лечения. При этом с учетом того факта, что общие затраты связанные с самой процедурой замены источников сопоставимы, получается что в годовом эквиваленте расходы на замену источника Иридий-192 превышают расходы на замену источника Кобальт-60 в 4-4,2 раза. При таких условиях, использование источника Иридий-192 экономически нецелесообразно.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Исходя из представленных документов ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" не готово заменить при лечении пациентов со злокачественными образованиями аппарат с источником Кобальт-60 на аппараты с иным источником, что исключает их взаимозаменяемость.
Таким образом, технические требования к закупаемому оборудованию разработаны с учетом потребности и замечаний получателя медицинского оборудования, лечебного учреждения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, при учете мнения главного внештатного специалиста по соответствующей узкой специальности. Значения параметров закупаемого оборудования имеют клиническую и экономическую значимость, объективно отражают потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне. При этом учтены требования к экономичности и бесперебойности медицинского оборудования, стоимости расходных материалов, а исключение/изменение каких-либо параметров, приведет к ухудшению свойств медицинского оборудования.
Вопреки утверждениям заявителя технические требования закупаемого оборудования имеют клиническую значимость при медицинском применении, так:
- Габаритные размеры - не более 580*570 мм
Данный показатель учитывает габаритные размеры контейнера разных производителей.
При анализе уже заключённых договоров на поставку аппарата на Иридии-192, в государственном контракте N 2372800215021000080 (нумерация портала госзакупок) были предоставлены следующие габаритные размеры, которые полностью укладываются в заявленное требование в аукционной документации:
Габаритные размеры (длина х ширина, мм) |
358 х 305 |
- Активность источника, Минимальная активность, ГБк - 66,6
Исходя из потребности в использовании источника Со-60, описанной заказчиком, указан диапазон активности, эффективный для данного типа радионуклида. Также, можно заметить, что подающий жалобу в оспаривание данного пункта, пишет о номинальной активности радионуклидов, а не о максимальной и минимальной активности. Номинальная активность - это значение активности, служащее началом отсчета предельных отклонений значения активности в обе стороны. Считаем данное обоснование от заявителя не соответствует требованию по активности.
- Число позиций облучения в каждом канале, не менее 100 шт.
Параметр "число позиций облучения в каждом канале" необходим для обеспечения гомогенности (однородности) распределения дозы внутри облучаемого объёма. Для достижения наилучшего качества лечения требуется конформность зоны облучения, то есть минимальное воздействие на органы риска при максимальном облучении опухоли. Чем больше число возможных точек (позиций) остановки источника - тем точнее контролируется доставка дозы к облучаемому объёму и тем меньше лучевая нагрузка на органы риска. Исходя из клинического опыта и опыта коллег необходимость в данном минимальном значение обусловлена ситуациями с близким расположение критических органов к зоне облучения.
- Максимальная длина активной линии - не менее 600 мм
Данное требование установлено для обеспечения необходимой длины области облучения, исходя из размеров локализаций при проведении брахитерапевтических процедур. Указанное значение длины активной линии необходимо для более качественного проведения брахитерапевтического лечения опухолей глубоких локализаций, таких как пищевод, желудок, ободочная кишка и бронхи. Также следует уделять особое внимание физиологическим данным пациента, а именно: рост, вес, структура тела, при которых длина активной линии в каждом канале менее 600 мм, является недостаточной
- Универсальное хранилище
Данная техническая характеристика предоставляет возможность выбора источника. Хранилище должно подходить как под использование Со-60, так и под использования lr-192, в случае возникновения необходимости в будущем смены типа применяемого источника. При анализе рынка гамма-терапевтических аппаратов на источнике Co-60 данная функция была предоставлена как минимум в двух аппаратах.
- Система видеоверификации интегрированная в управляющую программу
Данный параметр является важным, т.к. встроенная (интегрированная) в управляющую программу проведения лечебных сеансов, система видеоверификации положения источника даёт существенную экономию времени при увеличенном потоке пациентов. Также отсутствует необходимость загрузки сторонних сервисов (отдельных программ и утилит) для обеспечения проверки положения источника в отдельно взятом канале. Всё что нужно находится непосредственно в одном управляющем ПО и доступно в любой момент для проведения видеоверификации, даже при принудительной остановке лечебного плана (при экстренной необходимости). Клиническая составляющая заключается в том, что интегрированная система верификации позволяет минимизировать ошибки при переносе информации, тем самым гарантируя точное позиционирование источника и соответственно точное подведение дозы к опухоли и органам риска, тем самым обеспечивая максимальную безопасность пациента при проведении процедуры лечения.
- Рабочая станция на основе ноутбука
Данный параметр является важным, т.к. позволяет использовать станцию без привязки к определенному помещению. В случае отсутствия локальной сети при наличии рабочей станции на основе ноутбука возникает возможность лёгкого перемещения рабочей в станции в диагностическое отделение ( к примеру для получения диагностических изображений с КТ или МРТ, для последующего планирования лечения), или к рабочему месту врача или радиолога, для консультации медицинского физика по плану лечения, распределению дозы и т.д.
- Совместимость с аппликаторами от Multisource
Аппликаторы от аппарата гамма-терапевтического MultiSource HDR приобретались ранее и имеются в лечебном учреждении, их срок эксплуатации не истёк, и они могут быть использованы в дальнейшем при проведении лечения. В целях экономии бюджетных средств, заказчик вправе закупать такое оборудование, которое позволило бы использовать ранее приобретенные принадлежности.
По доводу про использование аппарата Multisource и аппарата Gammamed iX в клинике, но совместимость требуется только с аппликаторами аппарата Multisource, можем сказать, что данная закупка осуществляется взамен именно аппарата Multisource, поэтому для экономии, аппликаторы остаются в клинике и будут использоваться в дальнейшем, о чём и говорит данная потребность описанная в аукционной документации.
При анализе рынка установлено, что данной функцией обладают как минимум два аппарата на рынке.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В ответ на запросы, формируемые для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Учреждение поступило 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о возможности как минимум 3 хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией. При этом к поставке, согласно полученных коммерческих предложений, предложены аппараты 2 различных производителей:
1. Аппарат гамма-терапевтический контактного облучения SagiNova с принадлежностями, Экерт унд Циглер БЕБИГ ГмбХ, Германия N РУ ФСЗ 2009/04956,
2. Комплекс оборудования для контактной гамма-терапии НУКЛЕТРИМ ТУ 9444-001-40042741-2013 производства ООО "Технологии радиотерапии" (Россия).
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его производство. Заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения медицинского оборудования, соответствующего требованиям аукционной документации, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации положения, создали преимущество отдельным участникам перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, положения документации об электронном аукционе не противоречат нормам 44-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки. А отсутствие у заявителя жалобы возможности оказать услуги в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе не может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников торгов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Салеко" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 июня 2021 г. N 568-14583-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021