Резолютивная часть оглашена
28.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "АТЛАНТ-СК" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области "Пестравка - Майский" - Тяглое Озеро, расположенной в муниципальном районе Пестравский (извещение N 0842200002121000147, начальная (максимальная) цена контракта - 121 205 807,48 рублей).
в присутствии представителей (до перерыва) (после перерыва):
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "АТЛАНТ-СК" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области "Пестравка - Майский" - Тяглое Озеро, расположенной в муниципальном районе Пестравский (извещение N 0842200002121000147, начальная (максимальная) цена контракта - 121 205 807,48 рублей).
Заявитель считает решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "АТЛАНТ-СК" (заявка N2) победителем в аукционе неправомерным, поскольку заявка подана с нарушением требований аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений, отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе.
Представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, указывая на правомерность принятого решения, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям: "Участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. В качестве подтверждения опыта участник закупки представил государственный контракт на перекладку канализационного коллектора, что не соответствует требованиям аукционной документации и требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.".
Частью 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Согласно п.2(5) Постановления Правительства РФ N99 в случае выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей подтверждением опыта является наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно указанному Положению в качестве подтверждения опыта прикладываются следующие документы:
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области "Пестравка -Майский" - Тяглое Озеро, расположенной муниципальном районе Пестравский.
Линейные объекты - это один из видов сооружений. Их понятие раскрывается через перечисление таких объектов. К ним относятся (п.10.1 ст.1 ГрК РФ):
линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п.13 ст.1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В письме Минфина РФ от 05.11.2003 N 04-03-11/91 к строительно-монтажным работам относят работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения) и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
Разделом 3.1 Официальной статистической методологии по разработке показателей по виду деятельности "Строительство" на региональном и федеральном уровне (утв. Приказом Росстата от 25.12.2015 N 654) предусмотрено, что к строительно-монтажным работам относятся такие виды работ, как:
- строительные работы по возведению, реконструкции, расширению, техническому перевооружению постоянных и временных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций;
- работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, тепло- и газификации, энергосбережения, возведению установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнения;
- работы по установке санитарно-технического оборудования и др.
В качестве подтверждения опыта работы участником закупки ООО "АТЛАНТ-СК" приложен контракт N0173200001418000981 от 25.09.2018 (Реестровый номер N0173200001418000981) по объекту: "Выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Перекладка канализационного коллектора вдоль микрорайона 1 и 11 Куркино с реконструкций КНС N2, СЗАО города Москвы. Корректировка. Этап 1. Микрорайон N11 района Куркино; Этап 6. Микрорайон N1 района Куркино по адресу: Куркинское шоссе, ул. Соколово-Мещерская, д.33, корп.1, стр.3, район Куркино, СЗАО города Москвы", являющийся линейным объектом.
Таким образом, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания участника закупки ООО "АТЛАНТ-СК" несоответствующим требованиям аукционной документации по указанным в протоколе основаниям.
Данное нарушение не позволило достичь цели закупки, поскольку Аукционной комиссией отстранен участник закупки с наименьшей ценой контракта.
В действиях Аукционной комиссии признается нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Аукционной комиссии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТЛАНТ-СК" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 июля 2021 г. N 587-14942-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021