Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОМЕДБИОПРОМ" (вх.N 010353) (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на Оказание услуг по транспортированию медицинских отходов (изв. N 0156200009921000351) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями организатора совместной закупки.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 18.06.2021 N 007383-21) рассмотрение жалобы было назначено на 22.06.2021 в 09:45 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 23.06.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000351 Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган, организатор совместной закупки) в интересах 2 заказчиков - государственных учреждений здравоохранения Пермского края, проводится аукцион в электронной форме на оказание услуг по транспортированию медицинских отходов.
В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 524 953,80 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.06.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что наименование закупки и объем услуг не соответствует требованиям Закона о контрактной системе; заказчик установил чрезмерно долгие сроки оказания услуг; организатором совместной закупки неправомерно объединено в одну закупку оказание услуг для заказчиков, не находящихся в непосредственной близости; оспаривает положения аукционной документации, в частности п. 1.6, 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6, 3.3, 3.21, 3.24 Технического задания (передача сведений о перемещении транспортных средств в ИС "РНИС ПК"); п. 3.20 Технического задания не имеет отношения к составу услуг, закупаемых в рамках проведения аукциона; указывает на необоснованность включения в состав Технического задания пунктов 4.1, 4.2 (отчетность по оказанным услугам); полагает, что обоснование цены закупки произведено с нарушением требований законодательства;
Из анализа доводов жалобы Заявителя, положений аукционной документации и действующего законодательства, Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя необоснованными в виду следующего.
1. В силу ч. 1, 2 ст. 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является оказание услуг по транспортированию медицинских отходов. Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Во исполнение требований ст. 33 Закона о контрактной системе, указанный состав услуг детализирован Заказчиками в Техническом задании. Так, в п. 1.3 Технического задания установлено, что в состав услуг входит:
- транспортирование отходов медицинских класса Б и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса Б на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием;
- транспортирование отходов медицинских класса В и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса В на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает каких-либо специальных требований к указанию наименования объекта закупки, и не требует дословного перечисления в наименовании всех услуг сопутствующих исполнению обязательств по контракту и взаимосвязанных с ними. По смыслу положений Закона о контрактной системе для заказчика приоритетом является не приобретение объекта закупки согласно определенному наименованию, а приобретение объекта закупки с функциональными, техническими и качественными характеристиками, соответствующими его потребности. Из изложенного следует, что наименование и требования к объекту закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Оказание указанных услуг требуется одновременно для 2 государственных учреждений здравоохранения Пермского края, с которыми заключаются государственные контракты, а именно: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Большесосновская центральная районная больница им. Колчановой Галины Федоровны"; Государственное казённое учреждение здравоохранения Пермского края "Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф".
Организатором совместной закупки является уполномоченный орган - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
Срок оказания услуг: с 01.07.2021 г. по 30.11.2023 г. (п. 1.4 Технического задания) - с 01.07.2021 г. по 30.11.2023 г.
Законом о контрактной системе не определены какие-либо специальные нормы, регламентирующие сроки оказания услуг по контракту, а также действующим законодательством в сфере обращения с медицинскими отходами не предусмотрены требования к минимальным/максимальным срокам оказания услуг по транспортированию медицинских отходов. Таким образом, при установлении сроков Заказчик вправе определять сроки оказания услуг самостоятельно, руководствуясь своей потребностью.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе прямо предусмотрена возможность организации совместных закупок, при осуществлении закупок одних и тех же услуг двумя и более заказчиками. При этом, организаторы совместной закупки, заказчики безусловно обязаны руководствоваться установленными принципами контрактной системы, при организации и проведении таких совместных закупок, в том числе, об обеспечении конкуренции.
В рассматриваемом случае, из анализа установленных аукционной документацией требований к участникам закупки, требований к составу заявки на участие в закупке, Комиссией не установлено избыточных требований к участникам закупки, в том числе, о наличии у них материально-технической базы (на этапе участия в аукционе), опыта оказания аналогичных услуг в объеме, пропорциональном НМЦК по рассматриваемой закупке или наличию специальной правоспособности. Требования к участникам закупки соответствуют установленным ст. 31 Закона о контрактной системе, а требования к составу заявки на участие в аукционе соответствуют установленным ст. 66 Закона о контрактной системе. Единственным критерием определения поставщика является цена контракта, определенная в ходе электронного аукциона.
Кроме того, п. 4.3.4 Проекта контракта допускается возможность привлечения соисполнителя к процессу оказания услуг по контракту.
Следовательно, Комиссией не установлено ограничений для возможности хозяйствующим субъектам принять участие в рассматриваемой закупке.
В соответствии с п. 1 раздела 9 информационной карты, размер обеспечения заявки на участие в закупке составляет 1.00% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5 249 (пять тысяч двести сорок девять) рублей 54 копейки. В соответствии с п. 1 раздела 16 информационной карты, размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 157 486 (сто пятьдесят семь тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей 14 копеек.
В рассматриваемом случае объединение услуг по транспортированию отходов классов Б, В отвечает потребностям заказчика, позволяет сосредоточить функции управления стадиями процесса удаления медицинских отходов в одной организационной структуре, осуществить этот процесс непрерывным образом, сокращая временные затраты, и рационально расходовать бюджетные средства.
В соответствии с действующим законодательством оказание услуг по транспортировке медицинских отходов классов А, Б, В не подлежит лицензированию, имеет один код по ОКПД 2 (38.12.11.000), что позволяет сделать вывод о том, что данные позиции технологически и функционально связаны и затрагивают один товарный рынок.
Комиссия не находит установленные требования однозначно ограничивающими возможность принятия участия в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов. Заявителем также не обоснована, а Комиссией не усматривается невозможность привлечения заемных денежных средств для исполнения указанных обязательств участника закупки и поставщика услуг, либо получения в этих целях банковской гарантии.
В соответствии с п. 4 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 норма, изложенная в ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Комиссия также отмечает, что при определении НМЦК по рассматриваемой закупке, уполномоченным органом получены коммерческие предложения пяти потенциальных участников закупки (ООО "Завод Утилизации Отходов "Экологические Системы", ООО "Центр управления медицинскими отходами" и ПКГУП "Теплоэнерго", ООО "Экопарк", ООО "ТС-Инвест"), готовых на территории Пермского края оказать услуги по транспортировке медицинских отходов классов А, Б, В в соответствии с требованиями аукционной документации, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении оспариваемых в рамках жалобы совместных торгов.
Указанные коммерческие предложения представлены уполномоченным органом в адрес Комиссии и приняты во внимание при принятии решения.
В этой связи, доводы жалобы о что наименование закупки и объем услуг не соответствует требованиям Закона о контрактной системе; заказчик установил чрезмерно долгие сроки оказания услуг; организатором совместной закупки неправомерно объединено в одну закупку оказание услуг для заказчиков, не находящихся в непосредственной близости, признаются Комиссией необоснованными.
2. В части доводов жалобы об оспаривании положений аукционной документации, в частности п. 1.6, 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6, 3.3, 3.21, 3.24 Технического задания (передача сведений о перемещении транспортных средств в ИС "РНИС ПК"), Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 1.6 Технического задания установлено, что в целях обеспечения контроля транспортирования медицинских отходов классов А, Б, В и соблюдения требований СанПиН 2.1.3684-21 Исполнитель должен обеспечить передачу телематических данных транспортных средств в информационную систему "Региональная навигационно-информационная система Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS" (далее - ИС "РНИС ПК") в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.07.2020 N 519-п "О региональной навигационно-информационной системе Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS и внесении изменения в Положение о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 07 сентября 2012 г. N 828-п".
Согласно п. 3.1 Технического задания, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта:
3.1.1. направляет заявку на запрос QR-кодов в количестве необходимом для оказания услуги по форме, указанной в Приложении 4 к Техническому заданию, на электронную почту rnis@permkrai.ru;
3.1.2. проводит маркировку межкорпусных контейнеров для медицинских отходов классов Б, В металлическими табличками/шильдиками из нержавеющей стали, изготовленными за счет Исполнителя, и с нанесенными на них за счет Исполнителя QR-кодами в соответствии с Приложением 3 к Техническому заданию, имеющими действующий сертификат качества, с учетом сохранения визуальных характеристик и защиты от снятия с контейнера;
3.1.3. направляет заявку для включения в ИС "РНИС ПК" объектов мониторинга: транспортных средств (Приложение 5), мест образовании отходов (Приложение 6), мест утилизации (Приложение 6) на электронную почту: rnis@permkrai.ru.
3.1.4. направляет заявку на предоставление учетных данных логина и пароля в ИС "РНИС ПК" по форме, на электронную почту rnis@permkrai.ru. Исполнитель самостоятельно определяет список сотрудников непосредственно участвующих в процессе утилизации. В ответ на заявку предоставляется доступ к мобильному приложению и информация для скачивания.
3.1.5. обеспечивает наличие у сотрудников, осуществляющих транспортирование отходов, мобильного устройства (мобильного телефона или планшета), совместимого с работой мобильного приложения. Требования совместимости:
- поддерживаемые стандарты - 3G или 4G (LTE);
- объем встроенной памяти - не менее 32 Гигабайт;
- Объем оперативной памяти - не менее 3 Гигабайт;
- емкость аккумулятора, мА/ч- не менее 4000;
- наличие модулей и интерфейсов - ГЛОНАСС, GPS;
- наличие тыльной камеры - не менее 2 Мегапикселей;
- частота процессора - не менее 1000 Мегагерц;
- количество ядер процессора - не менее 2;
- наличие зарядного устройства в комплекте - да;
- наличие слота для карты памяти - Да;
- версия ОС - не ниже Android 10, IOS;
- наличие SIM карты с доступом в Интернет-да.
3.1.6. устанавливает мобильное приложение для выполнения функции подтверждения вывоза медицинских отходов;
В п. 3.3. Технического задания установлено, что Исполнитель осуществляет взвешивание медицинских отходов своими техническими средствами, прошедшими метрологическое освидетельствование (поверку, калибровку) в центре стандартизации и метрологии, имеющим лицензию на данный вид услуг, в присутствии представителя медицинского учреждения и ответственного сотрудника на месте обезвреживания при оформлении Акта сдачи-приемки отходов (или товарно-транспортной накладной) в целях контроля нормы образования, качественного и количественного состава медицинских отходов. Технические средства должны быть оборудованы дисплеем, позволяющим просматривать результат взвешивания.
Согласно п. 3.21 Технического задания, Участок по обращению с медицинскими отходами класса Б, В должен быть обеспечен системой видеонаблюдения. В течение 2 рабочих дней со дня заключения Контракта Заказчик обязан самостоятельно или с привлечением специализированной организации осмотреть участок по обращению с медицинскими отходами на соответствие требованиям Технического задания, санитарно - эпидемиологическим нормам и требованиям к охране окружающей среды и подписать Акт осмотра соответствующего участка.
По запросу Заказчика Исполнитель обязан предоставить удаленный доступ к трансляции видеокамер на участке в режиме "реального времени" процессов приемки/выгрузки и утилизации медицинских отходов. Система видеонаблюдения должна осуществлять хранение архива видеозаписей в течение не менее 2 месяцев с даты подписания документа о приемке.
В п. 3.24 установлены функции Исполнителя в ИС "РНИС ПК".
Комиссия отмечает, что в соответствии с указанным в Техническом задании Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 308-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (медицинскими отходами), на территории Пермского края на период 2018-2028 годов.
Основная цель региональной программы - создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (медицинскими отходами), обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье жителей и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности.
Задачей указанной региональной программы является реализация мероприятия "Предупреждение и ликвидация негативного воздействия на окружающую среду", которое включает в том числе:
выявление мест несанкционированного размещения отходов;
предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Уполномоченным органом, с целью минимизации возможности выгрузки отходов вне оборудованных полигонов, предназначенных для их размещения, в состав обязанностей Исполнителя в проекте контракта при непосредственном исполнении им контракта вменена обязанность в течение 3-х дней с момента заключения Контракта направить заявку на регистрацию в информационной системе "Региональной навигационно-информационной системе Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS" (далее - РНИС) с целью обеспечения контроля и мониторинга транспортных средств Исполнителя.
Вопросы функционирования данной системы, а также вопросы обеспечения подключения к ней субъектов, осуществляющих транспортирование отходов, регламентированы требованиями Положения о региональной навигационно-информационной системе Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/ GPS", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.07.2020 N 519-п. Указанным постановлением (п.п. 3, 4) установлено, что оно распространяет свое действие не только на перевозку пассажиров, но и грузов. Из содержания п. 2.1.2 Положения об РНИС следует, что система создана в целях обеспечения централизованного доступа к мониторинговой и справочной информации о движении транспортных средств в Пермском крае, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, для повышения эффективности процессов управления перевозками пассажиров и грузов на территории Пермского края и качества предоставляемых транспортных услуг, обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов на территории Пермского края.
Необходимо отметить, что в РНИС разработано решение по контролю вывоза медицинских отходов, в составе веб и мобильного приложения. Кроме того, предоставление доступа к РНИС в рамках исполнения контракта осуществляется на безвозмездной основе, не требует дополнительных финансовых затрат со стороны Исполнителя.
При осуществлении контроля за вывозом и утилизацией Исполнителем данные в РНИС передаются через бортовой терминал ГЛОНАСС. Так же через терминал передаются значения веса контейнера. Таким образом, ГЛОНАСС система необходима для контроля Заказчиком соблюдения всех требований контракта Исполнителем в режиме реального времени.
Помимо прочего, в соответствии с пп. г п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/ GPS подлежат транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов. После регистрации в РНИС Исполнитель получает доступ к мобильному приложению, в котором осуществляется заполнение Исполнителем данных о процессе оказании услуг (создание маршрутов, занесение информации о фактах передачи отходов (функции диспетчера и экспедитора)), что позволяет Заказчику обеспечить контроль за надлежащим качеством оказанных услуг и мониторинг за соответствием результата услуг законодательным предписаниям. Учитывая, что оказание услуг не осуществляется на одном месте, а носит разъездной характер, установлена потребность в использовании переносных мобильных устройств (мобильного телефона или планшета) для работы в РНИС.
Также в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, транспортирование отходов с территории медицинских организаций производится специализированным транспортом к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов, использование указанных транспортных средств для других целей не допускается.
Статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при соблюдении требований безопасности на транспортных средствах.
Пунктами 158, 159 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
После обеззараживания последующее обращение с медицинскими отходами классов Б, В обеспечивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к классу А.
Таким образом, обращение с медицинскими отходами классов А. Б осуществляется в порядке, предусмотренном для обращения с ТКО, при транспортировании которых транспортные средства должны быть обеспечены аппаратурой ГЛОНАСС согласно вышеприведенным требованиями нормативно-правовых актов.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что маркировка контейнеров необходима для его идентификации и точного учета движения отходов на маршруте. Указанное в том числе позволяет в режиме реального времени отслеживать весь маршрут движения контейнеров от получения в медицинском учреждении до сдачи на пункте обезвреживания. При помощи считывания QR кода контейнера производится подтверждение доставки контейнера в точку утилизации, а также сравнение веса контейнера в точке забора и точке утилизации. Данный функционал необходим для исключения факторов недобросовестного выполнения договорных обязательств Исполнителем.
Также для исключения факторов недобросовестного выполнения обязательств Исполнителя необходимо производить взвешивание подлежащих, в зависимости от класса отхода, размещению или обезвреживанию и утилизации. При этом, норму образования отходов, качественный и количественный состав контролирует Заказчик, в соответствии с утвержденной Заказчиком схемой обращения с медицинскими отходами на территории медицинской организации.
В свою очередь, требования об оснащении участка по обезвреживанию видеонаблюдением призваны обеспечить контроль за Исполнителем на всех стадиях обращения с отходами.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилы помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" обязывает Заказчика осуществлять производственный контроль. Так, контролю (визуальному) подлежит оценка санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок; соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания; регулярности вывоза отходов.
Для целей осуществления такого объективного контроля предназначена система видеонаблюдения, позволяющая в соответствии с интересами Заказчика осуществлять в соответствии с разделом 210 СанПиН 2.1.3684-21 контроль за количеством отходов как принятых к транспортировке, так и доставляемых к месту их обеззараживания и обезвреживания.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны быть оборудованы системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы на такие объекты, в целях учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов.
Необходимо также отметить, что заказчик является собственником образовавшихся медицинских отходов до окончания цикла их обеззараживания, утилизации или размещения. Таким образом, заказчик несет все риски, связанные с возможным ненадлежащим оборотом опасных отходов.
Бесконтрольность обращения медицинских отходов и вытекающая из такой бесконтрольности невозможность осуществления визуального контроля препятствовала бы Заказчику как выполнять соответствующие прямые требования санитарного законодательства, так и выполнять обязанности по проверке результатов исполнения заключенных контрактов по смыслу Закона о контрактной системе.
Участок по обращению с медицинскими отходами на соответствие требованиям Технического задания по смыслу п. 3.21 Технического задания осматривается самостоятельно Заказчиком (при наличии компетентных в указанном вопросе сотрудников) либо специализированной организацией. К специализированным организациям относятся представители контрольно - надзорных органов, в том числе Росприроднадзора, Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры (в рамках своих полномочий), с целью проверки обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и обязательных требований к товарам (работам, услугам), соблюдения санитарно - эпидемиологических требований к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно - противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Исходя из содержания п. 3.24 Технического задания следует, что все действия, перечисленные в п. 3.24 Технического задания, осуществляет Исполнитель: заранее создает планируемый маршрут в программе, на месте вывоза и месте обезвреживания - сканирует QR-код, фотографирует вес отходов, берет у ответственного сотрудника подпись, и впоследствии всю полученную информацию загружает в РНИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные в п. 1.6, 3.1.1, 3.1.5, 3.1.6, 3.3, 3.21, 3.24 Технического задания требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика в получении более качественной услуги с соблюдением требований действующего законодательства.
Комиссия не находит данные требования технического задания неисполнимыми и ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов. При этом необходимо отметить, что Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части доводы жалобы также признаются Комиссией необоснованными.
3. По мнению Заявителя жалобы, п. 3.20 Технического задания не имеет отношения к составу услуг, закупаемых в рамках проведения аукциона.
Согласно п. 3.20 Технического задания, для обеспечения размещения медицинских отходов у Исполнителя должен иметься соответствующий объект размещения отходов, либо должен быть заключен договор на размещение отходов с третьим лицом, обладающим таким объектом размещения отходов. Места размещения отходов сообщаются Исполнителем Заказчику в письменной форме не позднее 1 (Одного) рабочего дня с даты заключения Контракта.
Комиссия отмечает, что состав услуг по закупке детализирован Заказчиками в Техническом задании. Так, в п. 1.3 Технического задания установлено, что в состав услуг входит:
- транспортирование отходов медицинских класса Б и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса Б на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием;
- транспортирование отходов медицинских класса В и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса В на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием.
Из указанного следует, что согласно Техническому заданию Исполнитель обязан транспортировать отходы, а также в зависимости от класса отходов обеспечить их размещение или обезвреживание, утилизацию. В связи с изложенным в п. 3.20 Технического задания Исполнителю обоснованно вменена обязанность по обладанию им объектом размещения отходов, либо по заключению договора на использование объекта размещения отходов с третьим лицом, обладающим таким объектом.
Данный довод жалобы признан Комиссией необоснованным.
4. Заявитель также указывает на необоснованность включения в состав Технического задания пунктов 4.1, 4.2 Технического задания.
Согласно п. 4.1. Технического задания, по факту оказания услуг за соответствующий месяц Исполнитель представляет отчетные документы:
а) отчет об объемах размещенных отходов, содержащий сведения об объемах (м3, кг), датах и местах (адресах) размещения отходов (объектов размещения отходов);
б) документы, подписанные представителем Исполнителя, подтверждающие обеззараживание/обезвреживание отходов с указанием метода обеззараживания/обезвреживания (в случае вывоза необеззараженных отходов);
в) документы, подписанные представителем объекта размещения отходов, подтверждающие уничтожение отходов на объектах размещения отходов;
г) детализированный отчет о маршруте движения специализированного транспорта, транспортирующего отходы от Заказчика на объекты размещения отходов в течение соответствующего месяца, по каждой дате вывоза отходов (дата вывоза отходов, маршрут движения, дата и время прибытия на объекты размещения отходов (по требованию Заказчика).
Согласно п. 4.2 Технического задания, информацию, указанную в подпункте г) пункта 4.1. Технического задания, Исполнитель дополнительно передает Заказчику на внешнем жестком диске, требования к которому установлены в Приложении 2 к Техническому заданию. В последний отчетный период внешний жесткий диск и таблички (шильдики) многоразовых контейнеров с нанесенными QR - кодами передаются Заказчику.
Из пояснений Уполномоченного органа следует, что указанные документы необходимы заказчикам для проверки качества оказанной услуги и контроля за соответствием процесса обращения с медицинскими отходами требованиям законодательства в рамках приемки и последующей оплаты.
Относительно установления требований к передаче последнего отчетного периода на внешнем жестком диске и табличкам многоразовых контейнеров с нанесенными QR-кодами, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования не противоречат действующему законодательству и не являются неисполнимыми. Кроме того, необходимо отметить, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчики формируют свою потребность самостоятельно.
Данный довод жалобы признан Комиссией необоснованным.
5. В части доводов жалобы о нарушении уполномоченным органом правил обоснования НМЦК, Комиссия отмечает, что проведение проверки в указанной части не входит в полномочия антимонопольного органа.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В отношении Уполномоченного органа и заказчиков полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Пермского края.
Следовательно, данный довод жалобы Комиссия оставляет без рассмотрения.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОМЕДБИОПРОМ" (вх.N 010353) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию медицинских отходов (изв. N 0156200009921000351) необоснованной.
2. Передать жалобу для рассмотрения по подведомственности в Министерство финансов Пермского края в части доводов, указывающих на возможное нарушение положений Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021