Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Норма" (далее - Заявитель) на действия Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство здания детского сада на 120 мест в с. Фролы Пермского района (изв. N 0856600010821000203),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300031821000003 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на строительство здания детского сада на 120 мест в с. Фролы Пермского района.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 178 904 468,45 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.06.2021 г.
1. Заявитель полагает, что установленный Заказчиком показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными Правилами.
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с п. 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении N 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 95 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 5%), содержащий показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", коэффициент значимости которого равен 1.
Так, по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" оценивается следующее:
Предмет оценки - наибольшая общая стоимость исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю учитываются при оценке контракты (договоры), выполненные участником закупки в полном объеме, в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)*.
* данные работы должны быть поименованы в контракте (договоре).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное выполнение работ участниками закупки. Документами**, подтверждающими опыт, являются:
- копии контрактов (договоров) на выполнение сопоставимых по характеру и объему работ, со всеми приложениями и (или) изменениями к ним (при наличии).
- копии актов приемки выполненных работ, предусмотренных контрактом (договором), подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре.
- копии актов о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.
**Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме, со всеми изменениями и приложениями.
Расчет баллов производится следующим образом:
НЦБ1 = КЗ1 x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ1 - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Для оценки по данному показателю не принимаются контракты (договоры) в случаях:
- несоответствия контракта (договора) требованиям конкурсной документации,
и (или)
- цена контракта (договора) составляет менее 50 (пятьдесят) процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка;
и (или)
- отсутствия копий контрактов (договоров) на выполнение работ, заключенных между заказчиком и участником закупки,
и (или)
- период заключения таких контрактов (договоров) и (или) их исполнения в полном объеме не соответствует требуемому периоду,
и (или)
- отсутствия приложений и/или изменений (дополнений) контракта (договора) (при наличии),
и (или)
- отсутствия копий актов приемки выполненных работ, предусмотренных контрактом (договором), подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте (договоре),
и (или)
- несоответствия стоимости работ, указанной в контракте (договоре) и актах приемки выполненных работ,
и (или)
- отсутствия в полном объеме документов, подтверждающих полное исполнение участником закупки своих обязательств по представленным на рассмотрение контрактам (договорам),
и (или)
- отсутствия копий актов о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию;
и (или)
- документа, подтверждающего причины не оформления акта о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
При отсутствии документации, позволяющей оценить заявку по данному показателю, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление в качестве предмета оценки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" исполненных контрактов (договоров) стоимость которых составляет менее 50 (пятьдесят) процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Комиссия обращает внимание, что значимость нестоимостного критерия составляет лишь 5 %.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких контрактов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Данные критерии соответствуют части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункту 27 Правила оценки заявок.
Комиссией не установлено, что установление в качестве предмета оценки исполненных контрактов по цене не менее 50 % начальной (максимальной) цены контракта приводит к ограничению участников закупки. В адрес Комиссии не представлено доказательств того, что Заявитель обладает опытом исполнения контрактов (договоров) по цене менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта проводимой закупки.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется. Иного не доказано.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п.3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
В соответствии с приложением N3 "Техническое задание" Подрядчик обязан выполнить работы по внесению изменений в проектную документацию "Строительство здания детского сада на 120 мест в с. Фролы Пермского района".
Основные технико-экономические показатели, архитектурно-планировочные решения, состав объекта, особые условия строительства должны соответствовать проектной документации в том числе обеспечение объекта технологическим оборудованием в соответствии со спецификацией.
Вместе с тем, проектно-сметной документацией помимо выполнения строительных работ предусмотрена также поставка товаров, например, шкаф сушильно-вытяжной, стиральная машина на 10 кг ЛО10, стол врача с тумбой ЛДСП 1300х600х750, стул "Яшка" регулируемый и прочее.
Комиссия отмечает, что при осуществлении строительства заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства, при этом, в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Комиссия отмечает, что указанное выше оборудование, технологически и функционально не связаны со строительными работами и поставка таковых может осуществляться отдельно.
Объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку поставка товара не требует от участника закупки наличия и предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров, которые технологически и функционально не связанны со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно, противоречит положениям Закона о закупках.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство здания детского сада на 120 мест в с. Фролы Пермского района (изв. N 0856600010821000203) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 июня 2021 г. N 010452/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021