Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Истомина И.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на организацию работ по техническому обслуживанию зданий, находящихся в оперативном управлении ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК" (изв. N 0156200009921000364),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000364 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на организацию работ по техническому обслуживанию зданий, находящихся в оперативном управлении ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 98 585 965,68 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.07.2021 г.
1. По мнению Заявителя в документации неправомерно объединено в один предмет закупки четыре разных предмета закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки указано в приложении N 3 "Техническое задние", в приложении N 4 "Проект контракта".
Согласно п. 1 Технического задания Исполнителю предстоит оказать техническое обслуживание зданий, которое включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы их конструкций, оборудования, систем теплоснабжения и технических устройств. Указанные работы должны выполнять на территории управления ГБУ "Управления общежитиями СПО ПК" в следующих территориальных отделениях:
1) Западное территориальное отделение;
2) Пермское территориальное отделение;
3) Северо-Восточное территориальное отделение;
4) Северо-Западное территориальное отделение;
5) Юго-Восточное территориальное отделение;
6) Юго-Западное территориальное отделение;
Общее количество общежитий - 48 зданий.
В письменных пояснениях Уполномоченный орган указал, что формирование объекта оспариваемых закупок осуществлялось Заказчиком в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью заказчика в техническом обслуживании общежитий среднего профессионального образования Пермского края.
Перечень обозначенных в Техническом задании к оспариваемой закупке работ является технологически и функционально взаимосвязанным - это комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы их конструкций, оборудования, систем теплоснабжения и технических устройств, направленных на техническое обслуживание зданий.
Объединение в соответствии с Техническом заданием 48 общежитий, расположенных в территориях, разбитых на шесть территориальных отделений, в один самостоятельных лот обусловлено в том числе социальной важностью данных объектов, обеспечивающих жильём на период обучения иногородних студентов. Кроме того, такое объединение продиктовано необходимостью осуществления Заказчиком дополнительного контроля за качеством технического обслуживания общежитий.
Оспариваемый метод "лотирования" работ позволяет заказчику реализовать метод "единого окна", когда за несколько различных объектов отвечает один подрядчик. Такой подход способствует минимизации затрат заказчика на организационные мероприятия, связанные с техническим обслуживанием общежитий среднего профессионального образования Пермского края и способствует как единообразию и согласованности проводимых работ, так и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на финансирование данного мероприятия.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что объединение в один лот услуг по техническому обслуживанию зданий, находящихся в оперативном управлении ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК" в шести территориальных отделениях обусловлено потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о закупках. На указанные в Техническом задании территориальные отделения распространяются единый перечень работ и услуг по техническому обслуживанию.
2. По мнению Заявителя установленный в конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом размер обеспечения исполнения контракта ограничивает количество участников закупки.
В ч. 1 ст. 96 Закона о закупках установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о закупках, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о закупках.
Согласно ч.6 ст. 96 Закона о закупках размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 радела 16 информационной карты конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 9 858 596 (девять миллионов восемьсот пятьдесят восемь тысяч пятьсот девяносто шесть) рублей 57 копеек.
Комиссия отмечает, что указанный размер обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям Закона о закупках. Доказательств того, что указанный размер обеспечения не позволяет принять участие в закупке субъектам малого бизнеса в адрес Комиссии не представлено.
3. Заявитель полагает, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом показатель "Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объему с объектом закупки" критерия "Квалификация участников закупки" ограничивает количество потенциальных участников.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными Правилами.
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении N 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса", коэффициент значимости которого равен 0,5, а также показатель "Наличие у участника конкурса специалистов" коэффициент значимости которого равен 0,5.
Так, по показателю "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса" оценивается следующее:
Предмет оценки - площадь обслуживаемого(ых) здания(ий) в рамках одного заключенного и исполненного контракта по услугам (работам) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса.
*под сопоставимыми по характеру и объему услугами (работами) по данному показателю понимаются:
- услуги (работы)** по организации работ по техническому обслуживанию зданий или по техническому обслуживанию зданий, оказанные (выполненные) за последние 5 лет на дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе без привлечения исполнителя к гражданско-правовой ответственности.
**данные услуги (работы) должны быть поименованы в предмете контракта и(или) техническом задании.
Предельно необходимое максимальное значение по данному показателю - площадь обслуживаемого(ых) здания(ий) в рамках одного заключенного и исполненного контракта 23 470 кв.м.
Баллы присваиваются только за документально подтверждённое наличие опыта успешного оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса.
Документами***, подтверждающими опыт успешного оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему являются в совокупности:
1. копия заключенного договора (контракта)
с органами власти и(или) бюджетными учреждениями и(или) казенными учреждениями и(или) автономными учреждениями и(или) унитарными предприятиями
на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса со всеми приложениями и изменениями (при наличии);
2. копии актов приемки оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающих стоимость и факт приемки оказанных услуг (выполненных работ) заказчиком, по заключенным договорам (контрактам);
3. декларация участника закупки в произвольной форме о непривлечении его к гражданско-правовой ответственности при исполнении договора (контракта), сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса с указанием реквизитов этого договора (контракта).
*** Документы, представленные в составе заявки участника конкурса, должны быть в полном объеме.
Расчет баллов производится следующим образом:
Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если , - по формуле:
С1i = КЗ 100
(Ki / Kmax)
б) в случае если , - по формуле:
С1i = КЗ 100
(Ki / Kпред)
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное предельно необходимое максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемых данной заявке, определяется следующим образом:
при этом С1max = КЗ 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,5).
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение по данному подкритерию ( 23 470 кв.м.).
С1max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых равно или превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копии заключенного договора (контракта) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия приложений и/или изменений (при наличии) по заключенному договору (контракту) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- заказчиками по заключенному договору (контракту) не являются орган власти и (или) бюджетное учреждение и(или) казенное учреждение и (или) автономное учреждение;
и (или)
- отсутствия копий актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающих факты приемки услуг (работ) заказчиком, по заключенным и исполненным договорам (контрактам) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса;
и (или)
- отсутствия декларации участника закупки в произвольной форме о непривлечении его к гражданско-правовой ответственности при исполнении договора (контракта), сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса с указанием реквизитов представленного договора (контракта);
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) договора (контракта) предмету настоящего конкурса;
и (или)
- срок заключения договора (контракта) не приходится на последние 5 лет на дату подачи заявки;
и (или)
- отсутствия в полном объёме документов***, подтверждающих наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса.
При отсутствии опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых* по характеру и объему и (или) документального подтверждения, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление в качестве предмета оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса" площади обслуживаемого(ых) здания(ий) в рамках одного заключенного и исполненного контракта 23 470 кв.м. не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких контрактов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Данные критерии соответствуют части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункту 27 Правила оценки заявок.
В письменных пояснениях Уполномоченный орган указал, что факт ограничения конкуренции Заявителем не доказан, поскольку установленным критериям оценки заявок будут соответствовать как минимум четыре исполнителя:
- ООО "Поток", запись в реестре контрактов 2504401563819000119;
- ООО "Промсервис", запись в реестре контрактов 1771047459019000080;
- ООО "Прикамская компания", запись в реестре контрактов 2590229274519000017;
- ООО "Максимус", запись в реестре контрактов 25902293812200000.
Таким образом, Комиссией не установлено, что установление в качестве предмета оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта успешного оказания услуг сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса" площади обслуживаемого(ых) здания(ий) в рамках одного заключенного и исполненного контракта 23 470 кв.м. приводит к ограничению участников закупки.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Истомина И.В. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на организацию работ по техническому обслуживанию зданий, находящихся в оперативном управлении ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК" (изв. N 0156200009921000364) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июня 2021 г. N 010472/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021