Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медиана" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" России (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку аппарата лазерного урологического в комплекте с принадлежностями, включая ввод в эксплуатацию, обучение работе с оборудованием персонала заказчика на рабочем месте представителем поставщика (изв. N 0356100029621000113),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029621000113 ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" России (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку аппарата лазерного урологического в комплекте с принадлежностями, включая ввод в эксплуатацию, обучение работе с оборудованием персонала заказчика на рабочем месте представителем поставщика.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 949 089,75 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.06.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 N0356100029621000113-1 заявке Заявителя (идентификационный номер заявки - 214) было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе, в частности, в п. 1.1 заявки участник предлагает товар "Аппарат лазерный урологический (Установка лазерная медицинская Dornier вариант исполнения: Dornier Medilas H Solvo 35, с принадлежностями) с характеристиками: "Масса аппарата (включая 2 кг охлаждающей воды), кг - 62" вместо требуемой характеристики: "Масса аппарата (включая 2 кг охлаждающей воды), кг - Не более 37", "Габариты (ширина х глубина х высота), мм - 310 х 530 х 1090" вместо требуемой характеристики: "Габариты (ширина х глубина х высота), мм - Не более 610 х 435 х 250".
Наличие данных характеристик товара предусмотрено в части XIII. Техническая часть документации об электронном аукционе документации электронного аукциона. Участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе на основании пункта 21.2 части VI. порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе документации об аукционе в электронной форме и п.2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Заявитель с решение Аукционной комиссии не согласен.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены в п. 19 раздела 10 "информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 6 раздела 10 "информационная карта электронного аукциона" аукционной документации указано, что описание объекта закупки указано в части 13 "Техническая часть документации об электронном аукционе" (далее - Техническое задание) аукционной документации.
Согласно п. 1.1. Технического задания к поставке требуется аппарат лазерный урологический со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование и характеристики товара |
Наличие характеристик или величина параметра, установленные техническим задание |
1.1 |
Аппарат лазерный урологический |
|
Масса аппарата (включая 2 кг охлаждающей воды), кг |
Не более 37 |
|
Габариты (ширина х глубина х высота), мм |
Не более 610 х 435 х 250 |
В заявке заявителя (идентификационный номер заявки - 214) указано следующее;
N п/п |
Наименование и характеристики товара |
Наличие характеристик или величина параметра в предлагаемом товаре (указать величину показателя) |
1.1 |
Аппарат лазерный урологический (Установка лазерная медицинская Dornier вариант исполнения: Dornier Medilas H Solvo 35, с принадлежностями) Dornier MedTech GmbH, Германия Страна происхождения Германия |
|
Масса аппарата (включая 2 кг охлаждающей воды), кг |
62 |
|
Габариты (ширина х глубина х высота), мм |
310х530х1090 |
Согласно пп. 5 п. 19.1 (далее - инструкция по заполнению заявки) раздела 10 "Информационная карта электронного аукциона" показатели характеризующие поставляемый товар (в том числе, товар, поставляемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в части XIII. "Техническая часть документации об электронном аукционе".
Проанализировав заявку Заявителя (идентификационный номер заявки - 214) Комиссия установила, что значение показателей "Масса аппарата (включая 2 кг охлаждающей воды), кг", "Габариты (ширина х глубина х высота), мм" в заявке Заявителя не соответствует показателям, установленным Заказчиком в Техническом задании, что не соответствует пп. 5 инструкции по заполнению заявки.
Как следствие, поскольку в заявке Заявителя значения показателей, не соответствуют требованиям инструкции по заполнению заявки, в действиях Аукционной комиссии заявки, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком масса-габаритных характеристик, которым соответствует оборудование одного производителя.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения документации жалоба на положения документации открытого конкурса в электронной форме может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 17.06.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 18.06.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, Заявителем пропущен срок обжалования положений конкурсной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Следовательно, довод Заявителя об установлении Заказчиком масса-габаритных характеристик, которым соответствует оборудование одного производителя не подлежит рассмотрению.
Вместе с тем Комиссия считает нужным отметить следующее.
Как указал Заказчик в письменных пояснениях в рамках данного аукциона приобретается "Аппарат лазерный урологический", совместимый с полу-ригидными и гибкими уретероренсокопами и нефроскопами Karl Storz, а также фиброоптические зонды для лазерного литотриптора, совместимые с аппаратом лазерный урологический гольмиевый Calculase II.
Сведения о совместимости приобретаемого оборудования указаны Заказчиком по причине того, что в настоящее время данное оборудование находится на балансе Заказчика и используется им при оказании медицинской помощи. Использование несовместимого оборудования может привести к травмированную пациента или повреждению оборудования и инструментария.
Габариты, а также масса аппарата, указанные в описании объекта закупки являются наиболее компактными и удовлетворяющими потребностям медицинского учреждения, эксплуатирующего такое оборудование.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что при составлении объекта закупки и его описания Заказчик руководствуется потребностью в совместимости поставляемого оборудования с оборудованием Заказчика для наиболее эффективного результата лечения пациентов.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
При этом Заявителем жалобы не представлено доказательств, что таким масса-габаритным характеристика, соответствует оборудование единственного производителя.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Относительно ответа на запроса на разъяснения направленный Заявителем в адрес Заказчика 15.06.2021 г. Комиссия отмечает, что указанный запрос N 1398682 (приложенный в составе первой части заявки Заявителя) относиться к аукциону N 0158300043421000056, о чем указывается в самом ответе на запрос.
Кроме того, на странице закупки N 0356100029621000113 в ЕИС информация о поступивших в адресах запросов на разъяснения документации отсутствует.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медиана" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку аппарата лазерного урологического в комплекте с принадлежностями, включая ввод в эксплуатацию, обучение работе с оборудованием персонала заказчика на рабочем месте представителем поставщика (изв. N 0356100029621000113) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 июня 2021 г. N 010544/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021