Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Усть-Качкинское сельское поселение" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта: "Газовая котельная по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, п. Красный Восход. Кадастровый номер: 59:32:2000001:2401" (изв. N 0856600010821000214),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000214 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по реконструкции объекта: "Газовая котельная по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, п. Красный Восход. Кадастровый номер: 59:32:2000001:2401".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 8 851 574,97 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.06.2021 г.
1. Заявитель полагает, что его законные права и интересы нарушаются Заказчиком, по причине отсутствия актуальной современной ситуации (связанной с 2019-nCoV) положений в государственном контракте, в связи с чем, число участников закупки необоснованно ограничено.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о закупках в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о закупках пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о закупках штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
На основании частей 5 - 9 ст. 34 Закона о закупках, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", Комиссией Управления установлено, что в разделе 14 проекта контракта установлена ответственность сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 9 ст. 34 Закона о закупках сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В письме Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" отражено, что в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV не является самостоятельным основанием для освобождения сторон от ответственности, а, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, у Заказчика нет оснований для установления в проекте контракта условия, об освобождении генподрядчика допустившего нарушение своих обязательств по контракту в связи с коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV от ответственности, так как данные обстоятельства рассматриваются как обстоятельства непреодолимой силы.
Дополнительно, Комиссия Управления сообщает, что требования пункта 3 совместного Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 предусматривают только право поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту ссылаться на обстоятельства связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, которые произошли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени), а не как обязанность заказчика включать в проект контракта условие о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику, исполнителю) по контракту при нарушении им обязательств по контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Согласно пункту 7.11 проекта контракта установлено, что:
"7.11. Сторона настоящего Контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательства соответствующего обязательства произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны".
Таким образом, проектом контракта предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по договору, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя является необоснованным. Доказательств обратного не представлено.
2. По мнению заявителя, заказчиком в проекте контракта некорректно установлены требования к банковской гарантии.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о закупках, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о закупках. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссия, изучив проект контракта документации электронного аукциона, приходит к выводу, что условие, предусмотренное ч. 30 ст. 34 Закона о закупках, предусмотрено п. 5.11 проекта Контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия Администрации муниципального образования "Усть-Качкинское сельское поселение", МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта: "Газовая котельная по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, п. Красный Восход. Кадастровый номер: 59:32:2000001:2401". (изв. N 0856600010821000214) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2021 г. N 010691/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021