Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Х на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001163 на выполнение работ по строительному контролю по объекту "Реконструкция мостового перехода через реку Терек на км 8+040 автодороги Архонская - БМК - Хумалаг - "Кавказ" (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18 июня 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Х на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Конкурса.
В жалобе Заявитель указал, что ей была подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N2. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания его заявка была признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участником закупки не представлены документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 5.13 части 5 Конкурсной документации и пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в именно - в составе заявки на участие в Конкурсе отсутствует СРО на право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями статьи 52, статьи 55.4, статьи 55.8 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
С данным решением Единой комиссии Управления РСО-Алания Заявитель не согласен и считает, что его заявка соответствует требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку, как считает Заявитель, требование о представлении участниками рассматриваемой закупки выписки из реестра членов СРО установлено Заказчиком незаконно, так как объектом рассматриваемой закупки является строительный контроль при проведении работ по реконструкции мостового перехода, а не выполнение работ по реконструкции мостового перехода.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что Заявителем была подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N2. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания указанная заявка на участие в Конкурсе была признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участником закупки не представлены документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 5.13 части 5 Конкурсной документации и пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в именно - в составе заявки на участие в Конкурсе отсутствует СРО на право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями статьи 52, статьи 55.4, статьи 55.8 и статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно пункту 32 части 3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы по строительному контролю являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Управление РСО-Алания считает, что из совокупности указанных норм следует, что лицо, выполняющее функции технического заказчика, в том числе проведение строительного контроля, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций. При выполнении только функций строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Указание Заявителем на неприменение положений части 2.1 статьи 52 ГрК РФ Управление РСО-Алания также считает несостоятельным, поскольку на момент рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом Конкурсе в электронной форме Единая комиссия Управления РСО-Алания не располагает сведениями о ценовом предложении участников Конкурса, соответственно при рассмотрении заявок комиссия обязана руководствоваться НМЦК по данной закупке.
Кроме того в своих объяснениях по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что контракт между Заказчиком и победителем Конкурса заключен 18.06.2021.
На основании изложенного Управление РСО-Алания считает жалобу необоснованной
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
28 апреля 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001163 на выполнение работ по строительному контролю по объекту "Реконструкция мостового перехода через реку Терек на км 8+040 автодороги Архонская - БМК - Хумалаг - "Кавказ" (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 28.04.2021 председателем Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Конкурсная документация).
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе от 28.05.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано 8 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе и участники, подавшие указанные заявки, были признаны участниками рассматриваемой закупки.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 04.06.2021, решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявка на участие в Конкурсе с идентификационным номер N2, то есть заявка Заявителя, была признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участником закупки не представлены документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 5.13 части 5 Конкурсной документации и пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в именно - в составе заявки на участие в Конкурсе отсутствует СРО на право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями статьи 52, статьи 55.4, статьи 55.8 и статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Так, в подпункте 1 пункта 4.1 Конкурсной документации и в пункте 29 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено единое требование к участникам рассматриваемой закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями ГрК РФ, в том числе в соответствии с требованиями ст.52, ст.55.4, ст.55.8 и ст.55.16 ГрК РФ (подтверждается выпиской из реестра членов СРО в соответствии с требованиями ст.55.17 ГрК РФ по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи). Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, в случае предусмотренном ч.2.1 статьи 52 ГрК РФ, а также в отношении юридических лиц, указанных в п.п.1-4 ч. 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
При этом, согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Также, Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
При этом Перечень содержит в том числе следующие виды работ:
- 33.2.6. Мосты (большие и средние);
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: - 32.10. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов
Учитывая, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительному контролю реконструкции объекта капитального строительства (мостового перехода через реку Терек), Комиссия приходит к выводу о том, что из совокупных норм материального права, уровень и вид ответственности членов СРО должен соответствовать объекту на который осуществляется строительный контроль, в связи с чем к участникам закупки предъявляется требование о наличии у участника Конкурса права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с требованиями ГрК РФ.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и в составе жалобы не представили доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно подпункту 3 пункта 5.13 Конкурсной документации вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, помимо прочего, документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в п.п.1 п.4.1. ч.4 Конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, в том числе: наличие у участника закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями ст.55.17 ГрК РФ по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Членство СРО не требуется в случае предусмотренном ч.2.1 ст.52 ГрК РФ, а также в отношении юридических лиц, указанных в п.п.1-4 ч.2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Аналогичное требование установлено пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и подпункта 3 пункта 5.13 Конкурсной документации Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе не представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания о признании заявки на участие в Конкурсе с идентификационным номер N2, то есть заявки ИП Х, несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Х на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001163 на оказание услуг по строительному контролю по объекту "Реконструкция мостового перехода через реку Терек на км 8+040 автодороги Архонская - БМК - Хумалаг - "Кавказ".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 25 июня 2021 г. N А373-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021