В связи с получением информации от прокуратуры Воронежской области о признаках нарушений законодательства о контрактной системе в действиях департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, руководствуясь статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Воронежского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Логошин А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела, руководитель инспекции;
Рощупкина Ю.В. начальник отдела, заместитель руководителя инспекции;
Яковлева Е.Л. государственный инспектор, участник инспекции.
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую выездную проверку действий (бездействия) заказчика департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области на соблюдение требований законодательства о контрактной системе в период с 01.01.2020 года по 30.06.2021 года.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
у с т а н о в и л а:
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) (далее - закупки) представляет собой единый документ, составляемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации".
1. В Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 26.04.2021 N0131200001021003116: Оказание услуг по организации и проведению студенческого турнира Воронежской области "Кубок дружбы".
Согласно 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Согласно Техническому заданию (часть 3 документации об аукционе Описание объекта закупки) требуется изготовление и поставка товаров с логотипом: Медали с нанесением на ленте, Кубок с нанесением, Спортивная бутылка, Спортивная сумка, Внешний аккумулятор, Футболка, типографская продукция. Изготовление и поставка продукции должна осуществляется в соответствии с требованиями:
разработка макетов продукции осуществляется Заказчиком. Заказчик передает макет Исполнителю в течение 3 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Исполнитель предоставляет сигнальный экземпляр каждого вида товара для согласования с Заказчиком в течение 5 рабочих дней с момента получения макетов от Заказчика.
Таким образом, в документации о закупке содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (макету), на поставку которого заключается контракт.
При этом документация о закупке не содержит изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, макет продукции предоставляется заказчиком исполнителю только после заключения контракта.
Следовательно, в действиях заказчика - департамента образования науки и молодежной политики содержится нарушение п.4 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, выразившееся в непредставлении в составе документации об аукционе изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку.
Кроме того, Техническое задание содержит требование: "Исполнитель должен осуществить подбор ведущего и организацию его работы. Исполнитель предоставляет на согласование Заказчику 2-3 кандидатуры ведущего не позднее 3 календарных дней с даты подписания государственного контракта".
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена процедура согласования с заказчиком кандидатур, оказывающих услуги, предусмотренные условиями контракта, таким образом, заказчик при описании объекта закупки не руководствовался правилами, установленными ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Аналогичные нарушения выявлены при проведении электронного аукциона от 03.11.2020 N0131200001020010645: Оказание услуг по организации и проведению студенческого турнира Воронежской области "Кубок дружбы".
2. Извещение о проведении электронного аукциона от 02.11.2020 N0131200001020010591. Поставка офисной мебели: Стул на металлическом каркасе (31.01.11.150-00000003), Кресло офисное (31.01.11.150), Стол офисный угловой (31.01.12.139), Шкаф деревянный для документов (31.01.12.139-00000001), Шкаф архивный металлический (31.01.11.122-00000001).
Согласно п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, согласно приложению (далее - Перечень).
Товар, являющийся объектом закупки (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности: 31.01.11.150-00000003, 31.01.11.150), 31.01.12.139, 31.01.12.139-00000001, 31.01.11.122-00000001) входит в указанный Перечень.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона от 02.11.2020 N0131200001020010591 не содержит информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, в действиях заказчика - департамента образования науки и молодежной политики содержится нарушение п. 10 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе информации об условиях, запретах, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Аналогичное нарушение выявлено при проведении аукциона на поставку бумаги для офисной техники белой (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности: 17.12.14.129-00000025, 17.12.14.129-00000017) (извещение N0131200001020009790).
3. Извещение о проведении электронного аукциона от 20.10.2020 года N0131200001020010081 - Поставка запасных частей и комплектующих для компьютерной техники.
На основании ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Описание объекта закупки (Техническое задание) включены указания в отношении товарных знаков без сопровождения такого указания словами "или эквивалент": Комплект картриджей Canon Cartridge 045 H (yellow, magenta, cyan, black) для принтера Canon iSensys LBP611cn, Картридж HP CF280X для принтера Hewlett-Packard HP LaserJet PRO 400 M401 series, Картридж HP CE505X для принтера Hewlett-Packard HP LaserJet P2055, Картридж HP Q2612A для принтера Hewlett-Packard HP LaserJet 1010, Картридж HP CB435A для принтера Hewlett-Packard HP LaserJet P1005, Картридж Kyocera TK-130 для принтера Kyocera FS-1300DТонер Konica-Minolta bizhup 164/165/184/185 TN-116 (o) 1 туба, Тонер-картридж Panasonic DQ-TCD025A7 для МФУ Panasonic DP-MB545.
При этом заказчиком не обоснована несовместимость закупаемого товара с другим товарным знаком и необходимость обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товаром, используемым заказчиком.
Таким образом, в действиях заказчика - содержатся нарушения требований ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся во включении в Описание объекта закупки указания в отношении товарных знаков без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
4. Извещение о проведении электронного аукциона от 31.10.2019 года N0131200001019006109 Поставка автомобилей (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - 29.10.20.000-00000013).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ).
На основании пункта 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил, который включает следующую информацию: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и пр.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Техническому заданию к поставке требуется: Автомобиль легковой. Требования КТРУ: Тип привода - Моноприводный, Тип коробки передач-Механика, Тип двигателя -Бензин, Количество посадочных мест - 5.
Дополнительные требования: Тип кузова - Седан, Цвет кузова-Белый, Количество дверей-не менее 4, Объём багажного отделения, л (VDA )не менее 480, Объем топливного бака, л.не менее 50, габариты: Длина, мм не менее 4400, Ширина, мм не менее 1740, Высота, мм не менее 1470, _Дорожный просвет (клиренс), мм не менее 160, двигатель и кпп, Тип трансмиссии6МТ (6-ступенчатая, механическая КПП), Тип привода - Передний, Объём двигателя, л не менее 1,3, Мощность двигателя, л.с. не менее 99, _ количество цилиндров не менее 4, рядное, Газораспределительный механизм 16 клапанный, с системой регулировки фаз газораспределения впускных и выпускных клапанов (D-CVVT),Максимальная скорость, км/час не менее 185_. Расположение руля Левое, Цвет салона автомобиля-Черный и т.п.
В Техническом задании в качестве обоснования необходимости использования показателей, не предусмотренных КТРУ указано: "данный набор характеристик позволяет максимально удовлетворить потребности заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивает использование бюджетных средств".
Таким образом, в документации об аукционе заказчиком не представлено надлежащего обоснования необходимости использования не включенных в КТРУ дополнительных требований к автомобилю.
В действиях заказчика содержится нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, выразившееся в установлении в описания объекта закупки документации об аукционе требований, не соответствующих сведениям КТРУ.
5. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
На основании ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
По результатам проведения аукциона: поставка рамок (Извещение о проведении электронного аукциона от 07.04.2021 N0131200001021002430) заключен контракт от 11 мая 2021 года N 10 с ООО "ЭЛИОН".
Срок исполнения контракта: в течение 10 календарных дней с даты заключения Контракта, то есть - до 21.05.2021 года. Цена контракта - 48 274, 68 руб. (Номер реестровой записи N 2366615948721000005)
В единой информационной системе в разделе "Информация об исполнении контракта" размещена копия документа: товарная накладная N52110 от 27.05.2021, в соответствии с которой - 01.06.2021 года заказчиком принят товар (рамки, на сумму 48 274, 68 руб.).
Аукцион проводится для СМП и СОНО.
Таким образом, срок оплаты товара - не позднее 23.06.2021 года.
В ходе проверки установлено, что департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области оплата поставленного товара по состоянию на 25.06.2021 года не осуществлена.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в нарушении срока оплаты поставленного товара по контракту от 11 мая 2021 года N 10 с ООО "ЭЛИОН".
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе
р е ш и л а:
1. Признать в действиях департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства о контрактной системе нарушения части 13.1 статьи 34, статьи 33, части 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановление 145.
2. Передать материалы настоящей проверки ответственному должностному лицу, для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель Инспекции А.В. Логошин
Заместитель руководителя Инспекции Ю.В. Рощупкина
Участник Инспекции Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30 октября 2021 г. N 036/10/64-34/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - товары, происходящих из иностранных государств - молодежная политика - план-график - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021