В связи с поручениями Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. NПр-907 и ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, руководствуясь статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Воронежского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Рощупкина Ю.В. начальник отдела -руководитель инспекции;
Колмаков Р.В. зам.начальника отдела - участник инспекции;
Яковлева Е.Л. государственный инспектор - участник инспекции;
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) заказчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N2 имени Н.Д.Рязанцева г.Семилуки при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по реконструкции объекта: Реконструкция футбольного поля МКОУ СОШ N2 имени Н.Д. Рязанцева, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, 106 (реестровый номер торгов 0131300007921000030) (национальная программа "Демография").
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
у с т а н о в и л а:
Воронежским УФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N2 имени Н.Д.Рязанцева г.Семилуки при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по реконструкции объекта: Реконструкция футбольного поля МКОУ СОШ N2 имени Н.Д. Рязанцева, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, 106 (реестровый номер торгов 0131300007921000030) (национальная программа "Демография").
Рассмотрев документы по проводимому аукциону, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Воронежского УФАС России установила следующее.
26.04.2021 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по реконструкции объекта: Реконструкция футбольного поля МКОУ СОШ N2 имени Н.Д. Рязанцева, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, 106 (реестровый номер торгов 0131300007921000030).
Вышеназванная закупка осуществлена в рамках национального проекта "Демография".
Предметом закупки являлась реконструкция футбольного поля.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании ч. 2.1 указанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Следовательно, сооружение должно в обязательном порядке обладать совокупностью характерных для него признаков, иметь наземную и надземную части, а также состоять из несущих строительных конструкций.
Площадка футбольного поля не обладает данными признаками, таким образом, не является сооружением.
Покрытие футбольного поля, улучшающее свойства земельного участка, используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.
Как сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 17085/12 по делу N А32-29673/2011, футбольное мини-поле и футбольное поле представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся этим участком, являются не самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Из изложенного следует, что футбольное поле не является объектом капитального строительства, таким образом, предусмотренные контрактом работы по устройству покрытия искусственной травы футбольного поля не относятся к видам работ в области капитального ремонта объектов капитального строительства.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для установления в документации об аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе выписки из реестра членов саморегулирующей организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях заказчика - поля МКОУ СОШ N2 имени Н.Д. Рязанцева содержится нарушение требований ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в установлении в документации об аукционе требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ в части членства в саморегулирующей организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и предоставления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе выписки из реестра членов саморегулирующей организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе
р е ш и л а:
1. По результатам проведенной проверки действий заказчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N2 имени Н.Д.Рязанцева г.Семилуки при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по реконструкции объекта: Реконструкция футбольного поля МКОУ СОШ N2 имени Н.Д. Рязанцева, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, 106 (реестровый номер торгов 0131300007921000030) (национальная программа "Демография") выявлены нарушения части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
2. В связи с тем, что торги были признаны несостоявшимися и контракт заключен не был предписание не выдавать.
3. Передать материалы проверки соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель Инспекции Ю.В. Рощупкина
Участник Инспекции Р.В. Колмаков
Участник Инспекции Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30 июня 2021 г. N 036/10/33-41/2021 (ключевые темы: капитальный ремонт объектов капитального строительства - выполнение подрядных работ - внеплановая проверка - заявка на участие в электронном аукционе - требования к участникам закупки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021