Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная торгово-строительная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ИТСК") на действия Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории, в том числе размещение линейных объектов квартала малоэтажной жилой застройки в границах улиц Зеленая, Есенина, Карелина, Кедровая, пер. Пионерский в р.п. Нововаршавка Нововаршавского муниципального района Омской области" (извещение N 0152300011121000025) (далее - конкурс, открытый конкурс),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - "_" (доверенность от 25.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6193э от 22.06.2021) жалоба заявителя на положения конкурсной документации, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов открытого конкурса следует, что 04.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0152300011121000025 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 1 000 000 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 29.06.2021 09:00.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано следующее: "Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закона о контрактной системе) предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно п. 29 конкурсной документации вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе действующую лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности".
В п. 9 Технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) отмечено, что подготовка проекта планировки территории, проекта межевания территории осуществляется на основании следующих исходных данных:
1) градостроительной документации, указанной в п. 7 настоящего технического задания;
2) актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
3) схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных в установленном порядке на момент выполнения проекта межевания (схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, сведения о которых не содержатся в ЕГРН);
4) выписки из государственного лесного реестра;
5) сведений о наличии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области;
6) топографической съемки и результатов инженерных изысканий, актуализированных на момент проектирования;
7) материалов проектной документации по размещению объекта (при наличии);
8) решения уполномоченного органа о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории.
При этом в п. 10 Технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) указаны исходные данные, передаваемые Заказчиком:
1) градостроительная документация, указанная в п. 7 настоящего технического задания, в векторном формате;
2) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденные в установленном порядке на момент выполнения проекта межевания;
3) материалы проектной документации по размещению объекта (при наличии).
Максимальная степень секретности исходных данных: "секретно".
- Степень секретности исходных данных, передаваемых Заказчиком Исполнителю, определяется в соответствии с Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2017 N1с/МО и Перечнем сведений подлежащих засекречиванию, Министерства строительства России, утвержденного приказом Минстроя России N 1с/пр от 29.03.2016;
- исходные данные с грифом "секретно" передаются на бумажных и машинных носителях информации (далее - МНИ), оформленных согласно Инструкции N3-1. В качестве МНИ, следует использовать съемные оптические машинные носители информации однократного применения (неперезаписываемые оптические машинные носители информации);
- степень секретности сведений о работе, ее разделах и ожидаемых результатах, основные требования по защите сведений, составляющих государственную тайну, порядок обсуждения, распространения и использования результатов этой работы определяется Заказчиком совместно с Исполнителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- материалы с грифом "секретно" передаются на бумажных и МНИ, оформленных согласно Инструкции N3-1;
- сведения, содержащие государственную тайну, предоставляются в соответствии со ст. 9, 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Однако считаем в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности".
При установлении данного требования заказчиком не учтено, что требование о наличии лицензии может быть установлено только в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Вместе с тем, статьей 5 Закона о государственной тайне установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну: сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. То есть в данный перечень не включены работы по предмету открытого конкурса в электронной форме.
Ни Закон о государственной тайне, ни Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", содержащий полный и закрытый перечень лицензируемых видов деятельности, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты не предъявляют специальных требований к лицам, осуществляющим подготовку таких документов.
Согласно п. 7 Технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) базовой градостроительной документацией является:
1) Генеральный план Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (утвержденный решением Совета Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 12.12.2019 N140);
2) Правила землепользования и застройки Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (утвержденные решением Совета Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от 10.09.2020 N165);
3) документация по планировке территории, утвержденная на момент проектирования.
Вместе с тем, исходные данные и документы, которые передаются подрядчику во исполнение обязательств по контракту, находятся в свободном доступе либо должны быть получены Заказчиком по заявлению в соответствующем компетентном государственном органе (учреждение).
Так, например, генеральный план - это проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка и другие виды градостроительного освоения территории. Согласно Градостроительному кодексу РФ, генеральный план утверждается органом местного самоуправления и находится в свободном доступе на сайте https://fgistp.economy.gov.ru/.
В силу ч. 3 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Порядок подготовки и получения документации по планировке территории определен в статье 45 Градостроительного кодекса РФ, который также не содержит сведений, подлежащих засекречиванию.
Кроме этого, в Техническом здании не указаны конкретные исходные данные, содержащие секретные сведения, которые необходимо использовать для выполнения работ.
Заказчиком не учтено, что для подготовки проекта планировки территории, проекта межевания территории, в том числе размещения линейных объектов используются открытые исходные данные.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии является неправомерным, установленным с нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Однако требование конкурсной документации о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" ведет к ограничению конкуренции и создает преимущественное условие участникам закупки, обладающим соответствующей лицензией".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 2 части 3 статьи 54.2, Федерального закона о контрактной системе дублирует указанное требование).
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну составляют сведения о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Объектом закупки в данном случае выступают работы по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Пункт 25 конкурсной документации фактически не содержит единого требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 29 документации установлено следующее требование к содержанию вторых частей заявок: "Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: - Наличие действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности".
Комиссия отмечает, что положения конкурсной документации не позволяют определить, что подрядчику будут передаваться какие-либо информация или документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В связи с чем установление указанного требования к содержанию вторых частей заявок на участие в конкурсе, в том числе с учетом неустановления такого единого требования к участникам закупки, является неправомерным.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пояснений представителя заказчика установлено, что положения конкурсной документации не предусматривают часть работ, которые необходимо будет выполнять подрядчику, так, например, не Техническое задание не предусматривает работы по фотосъемке территорий с помощью беспилотного воздушного судна (наличие данного судна у участника закупки установлено в качестве критерия оценки).
В связи с указанным в действиях заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная торгово-строительная компания" на действия Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории, в том числе размещение линейных объектов квартала малоэтажной жилой застройки в границах улиц Зеленая, Есенина, Карелина, Кедровая, пер. Пионерский в р.п. Нововаршавка Нововаршавского муниципального района Омской области" (извещение N 0152300011121000025).
2. Признать в действиях Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 июня 2021 г. N 055/06/31-694/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021