Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича (далее - Заявитель, ИП Горшков Е.С.) (вх. N 3457 от 21.06.2021) на действия министерства спорта Тульской области (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Уполномоченного учреждения, аукционной комиссии государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности;
- - представителя Заказчика по доверенности;
- - представителей ИП Горшкова Е.С. по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что при формировании документации об Электронном аукционе допущены следующие нарушения Закона.
1. Пункт 1 части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе содержит количество закупаемого спортивно-технологического оборудования по 16 различным наименованиям. При этом в извещении о проведении Электронного аукциона указан единственный код каталога товаров, работ, услуг (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, далее - КТРУ) 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное", который включен в КТРУ на основании позиции Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее - ОКПД2) 42.99.12.110 "Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе", который включен в группу ОКПД 2 42.99 "Сооружения и строительные работы по строительству прочих гражданских сооружений, не включенных в другие группировки". Согласно позиции Заявителя, так как код ОКПД2 42.99.12.110 относится исключительно к строительным работам, в извещении об Электронном аукционе необходимо для каждого из 16 наименований закупаемой продукции установить свой код КТРУ (например 32.30.15.299-00000077, 22.19.72.000-00000003, 32.30.14.121-00000010, 32.30.14.121-00000075, 32.30.14.121-00000077, 32.30.14.121-00000022, 32.30.14.121-00000084, 32.30.14.121-00000082) с соответствующим описанием объекта закупки.
2. При описании объекта закупки установлены требования с излишней детализацией, обязывая участников Электронного аукциона указывать в своих заявках не только характеристики товаров, но и материалов, используемых для его изготовления (компонентов товара).
3. Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) указывает, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В то же время, пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
В то же время, большая часть закупаемого товара (подпункты 10, 11, 12, 13, 14, 15 пункта 6.2 части II документации об Электронном аукционе) имеет ОКПД2 32.30.14.120, который подпадают под действие данного постановления. Одновременно с этим, такие пункты как 3 (ОКПД2 22.19.72) и 1 (ОКПД2 32.30.15.299) не подпадают под действие данного постановления.
Таким образом, по мнению Заявителя, учитывая некорректный выбор ОКПД2 при формировании извещения об Электронном аукционе, в том числе объединение в один лот включенных в перечень промышленных товаров, и промышленных товаров, не включенных в него влечет за собой ограничение конкуренции.
4. Заказчик указывает код ОКПД2 42.99.12.110, однако не использует типовые условия контракта, утвержденные Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (вместе с "Типовыми условиями государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства") (далее - Типовые условия контракта).
Также Заявитель указывает, что ряд требований к характеристикам, указанным в пункте 2 части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе, не соответствует Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал указанные доводы в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 11.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 994 000,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на дату рассмотрения настоящего дела не заключен.
Относительно доводов ИП Горшкова Е.С. о том, что Заказчиком в нарушение требований действующего законодательства неверно применен КТРУ, неправомерно установлено требование об ограничении допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, а также не применены Типовые условия контракта установлено следующее.
Частью 6 статьи 23 Закона установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В конкурсной документации указано применение позиции КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пояснения представителя Заказчика, в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ в извещении и документации об электронном аукционе Заказчик применил информацию, включенную в позицию КТРУ 42.99.12.110-00000001 (Наименование товара, работы, услуги по КТРУ - "Оборудование спортивное уличное", Единица измерения количества товара - "шт.", Описание товара: Вид оборудования - "Спортивный комплекс").
При выборе соответствующего КТРУ Заказчик руководствовался, в том числе Приказом Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием" (далее - Приказ Минспорта России от 27.12.2019 N 1134).
Приложением N 3 к Приказу Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 утвержден следующий перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта:
N п/п |
Наименование одного из комплектов спортивно-технологического оборудования, приобретаемого для одного физкультурно-оздоровительного комплекса |
1 |
Комплект спортивно-технологического оборудования, приобретаемого для одного физкультурно-оздоровительного комплекса обязательно включающий в себя: |
1.1 |
Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 x 60 м, включающий 1100 пог. м соединительной ленты и 400 кг клея |
1.2 |
Мобильная баскетбольная ферма |
1.3 |
Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем) |
1.4 |
Сборно-разборная трибуна на 100 мест |
1.5 |
Уличные ворота для мини-футбола и гандбола, свободностоящие, размер 3 x 2 м (в комплекте с противовесом и сеткой) |
1.6 |
Уличные стойки для волейбола (в комплекте с сеткой) |
1.7 |
Уличные хоккейные борта односторонние с ограждающей сеткой по периметру |
1.8 |
Хоккейные ворота с сеткой |
1.9 |
Снаряд спортивной гимнастики, применяемый для выполнения упражнений главным образом в висе и упоре, включающий в себя горизонтально расположенные параллельные жерди, которые шарнирно соединены с вертлюгами, вставленными в полые стойки, укрепленные на металлической раме |
1.10 |
Уличный силовой тренажер для верхней тяги |
1.11 |
Уличный силовой тренажер для жима ногами |
1.12 |
Уличный силовой тренажер для тренировки грудных мышц путем жима вперед из положения сидя |
1.13 |
Уличный силовой тренажер для разведения ног |
1.14 |
Уличный тренажер для подтягивания/отжимания с противовесом |
1.15 |
Уличный кардиотренажер на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом |
1.16 |
Уличный спортивный комплекс, включающий: - брусья воркаут с упорами для отжиманий; - шведскую стенку; - турник с параллельным и широким хватом; - треххватный турник; - восходящее крыло на 5 перекладин; - платформы-отягощения |
Из Приказа Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 следует, что указанный перечень оборудования необходим для одной малой спортивной площадки или одного физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа.
Таким образом, учитывая, что полный комплект товара предназначен для создания одной малой спортивной площадки (одного физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа) и доставляется по определенному адресу, указанному в извещении и документации об электронном аукционе, Комиссия допускает возможность выбора КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное", вид оборудования "Спортивный комплекс".
Комиссия отмечает, что в состав лота не были включены товары, не связанные с предметом торгов. Предусмотренные к поставке товары направлены на достижение единого результата.
Необходимо отметить, что позиция КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное" не содержит описание объекта закупки, в связи с этим, в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона.
Кроме того, учитывая отсутствие описания объекта закупки в КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное", в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, у Заказчика отсутствует обязанность обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В развитие статьи 14 Закона принято Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, установлен прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - Перечень), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отношении приобретаемого товара (КТРУ 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное", вид оборудования "Спортивный комплекс", ОКПД2 42.99.12.110 "Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе"), используемая позиция КТРУ (ОКПД2) содержится в Перечне под порядковым номером "174", следовательно, в извещении и документации об электронном аукционе правомерно содержится ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Учитывая, что в рассматриваемом случае закупается единый комплект спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки (физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа), Заказчиком правомерно определен подходящий под закупаемый товар код КТРУ, который в свою очередь также подпадает под действие Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым Заказчиком были установлены условия допуска в извещении и документации об электронном аукционе.
Довод Заявителя об использовании типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта подлежит отклонению, поскольку Заказчик использует в извещении и документации об электронном аукционе позицию КТРУ 42.99.12.110-00000001, при этом наименование предмета контракта Электронного аукциона "Поставка комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта" является несопоставимым с наименованием работ "Работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставка материалов и оборудования, иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы)", являющимся одним из обязательных показателей для применения Типовых условий контракта, что не обязывает их использовать при формировании проекта контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что при описании объекта закупки установлены требования с излишней детализацией, обязывая участников Электронного аукциона указывать в своих заявках не только характеристики товаров, но и материалов, используемых для его изготовления, Комиссия признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16:
- при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 6 статьи 66 Закона, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, выявлено, что описание объекта закупки, содержащее требования к качественным, техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товаров, установлено в пункте 6.2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде подпунктов пункта 6.2 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования, содержащие влекущие за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, например, требование к компонентам товара указано в подпунктах 2.6.1 "Сечение стальной профильной трубы Тип30, мм - не менее 120 х 120", 2.6.2 "Толщина стенки стальной профильной трубы Тип30, мм - не менее 4", 2.6.3 "Толщина стального листа фланца, мм - не менее 8", 2.6.4 "Толщина стального листа крепления рамы и укосин, мм - не менее 6" и т.п.
Требование к показателям технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства указано в подпунктах 1.1.16 "Вторичная основа обеспечивает крепление ворса готового продукта - соответствие", 1.1.16.1 "Сила крепления волокна готовой продукции, Н - не менее 45", 1.1.16.3 "Вязкость смеси, измеренная по методу Брукфилда RVT, мПа/с - не менее 8000", 3.3.5 "Готовность покрытия к нагрузке, часов - не более 50", 10.39 "Поверхность металла перед покраской обработана (Сухая абразивная струйная очистка (дробомет) - соответствие" и т.п.
В части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки, содержащая следующую информацию:
"_
4. В случае, если заказчиком установлено требование о полном соответствии параметру (в разделе значение показателя указано "наличие", "соответствие", "да" и т.п.), участник может указать только информацию о соответствии, при этом изменение наименования самого показателя не допускается.
5. Если требуемое значение показателя установлено как верхний или нижний предел значения, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", "от", "не ниже", "не выше", "", "
" и т.п.:
- участником закупки в заявке устанавливается единое конкретное значение".
При таких обстоятельствах, сформированная подобным образом документация об электронном аукционе устанавливает требования к предоставлению участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров, сведения о компонентах товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона.
Лицо, не являющееся изготовителем указанного товара, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом не указание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Как было отражено выше, Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары до подачи заявки на участие в аукционе. В то же время, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям документации об аукционе.
Соответственно, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с действующими стандартами.
Таким образом, изложение в документации об электронном аукционе требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, является неправомерными, поскольку Закон не обязывает участников закупки иметь в наличии товар для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе и свидетельствует о нарушении части 6 статьи 66 Закона.
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах описание подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников электронного аукциона, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, отвечающий потребности Заказчика.
Таким образом, указанные действия, выразившиеся в установлении подобных требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в данном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений, имеют признаки ограничения доступа к участию в данной закупке.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки свидетельствует о нарушении части 2 статьи 8, части 6 статьи 66 Закона.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1. Возложить на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения; на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.
Из пункта 6 Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальных сумм цен единиц товара, работы, услуги, максимальных значений цен контрактов (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
При этом, в соответствии с пунктом 9 Положения заказчик посредством РИС ТО формирует и направляет в уполномоченное учреждение заявку, к которой прилагает в электронной форме следующие документы, утвержденные руководителем заказчика или уполномоченным должностным лицом заказчика:
обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить);
описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (техническая часть));
проект контракта.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, установившего в описании объекта закупки требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ: включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича (вх. N 3457 от 21.06.2021) на действия министерства спорта Тульской области, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325) обоснованной в части излишней детализации при описании объекта закупки.
2. Признать министерства спорта Тульской области нарушившим часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 66 Закона.
3. Выдать министерству спорта Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 2 статьи 8, части 6 статьи 66 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325).
4. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе данной закупки (закупка N 0366200035621003325).
5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-529/2021
28 июня 2021 года |
г. Тула |
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 28.06.2021 по жалобе индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича (далее - Заявитель, ИП Горшков Е.С.) (вх. N 3457 от 21.06.2021) на действия министерства спорта Тульской области (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325) (далее - электронный аукцион), и в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству спорта Тульской области, государственному казенному учреждению "Центр организации закупок" устранить нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 66 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центров развития внешкольного спорта в рамках реализации национального проекта (закупка N 0366200035621003325).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0366200035621003325.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 09.07.2021.
4. Министерству спорта Тульской области, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 09.07.2021 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 июня 2021 г. N 071/06/105-529/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021