Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ":
М.С. Токаренко,
в отсутствие представителей ИП Горшков Е.С., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.06.2021 N ЕИ/35517/21,
рассмотрев жалобу ИП Горшков Е.С. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту 3 инфекционного отделения в ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N 0373200005821000305) (далее - Конкурс) в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.06.2021 NЕИ/35517/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что документация о конкурсе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого конкурса.
В соответствии п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что в п.22.2 Информационной карты Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1. Согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст 14 Закона о контрактной системе);
4. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации;
5. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе первой части заявки, поскольку товары, указанные в Приложении N4 к Техническому заданию используются при выполнении работ, так как в случае обратного Заказчику следовало установить условия допуска, предусмотренные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н),а также установить в проекте контракта условия приемки-передачи поставляемого товара.
Таким образом, отсутствие вышеуказанных условий свидетельствует о том, что товары, указанные в Приложении N4 к Техническому заданию, являются используемыми при выполнении работ.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках рассматриваемой закупке при выполнении работ осуществляется поставка товаров, в связи с чем в технической части аукционной документации установлены требования к таким товарам, которые, согласно техническому заданию, поставляются при выполнении работ, то есть которые впоследствии переходят Заказчику и будут им приняты к учету.
При этом в условиях контракта, по мнению представителя Заказчика, однозначно прописаны условия поставки и оплаты товаров в п.3.1 "Приемка выполненных работ и поставленного товара производится после установки (монтажа) поставленного товара и проверки работоспособности в соответствии с условиями контракта и технического задания. Оплата производится после полной проверки работоспособности".
В свою очередь, согласно возражениям Заказчика, условия допуска, предусмотренные Приказом N126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров, в случае если предметом контракта является поставка товара и не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем соответствующие требования не устанавливались.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ,услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм Закона о контрактной системе, Заказчику при определении закупаемых в рамках выполнения работ товаров как "поставляемые" вменена обязанность установить соответствующие запреты, ограничения, условия допуска, учитывая положения соответствующих постановлений и приказов (в том числе в отношении запретов на объединение в 1 лот тех или иных товаров).
Комиссией Управления установлено, что в рамках данной закупки Заказчиком установлены требования к товарам, например, по п.3 "Окно тип 1", относящимся к коду ОКПД2 22.23 "Изделия резиновые и пластмассовые", п.1 "Выключатель. клавишный", относящимся к группе ОКПД2 27.90 "Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки", являющимся согласно документации и утверждению Заказчика поставляемыми. При этом указанные товары включены в Приложение N 1 к приказу N 126н.
Однако в нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.54.3, ч.3, ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе в составе конкурсной документации в единой информационной системе в сфере закупок отсутствует условия допуска, предусмотренные приказом N 126н,а также в нарушение ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе Заказчиком не соблюдены условия формирования требований к составу первой части заявки на участие в конкурсе, несмотря на то обстоятельство, что указанные в технической части документации товары квалифицированы Заказчиком как поставляемые.
2. Согласно доводу жалобы в составе конкурсной документации отсутствуют однозначные условия, согласно которым будет осуществляться прием-передача товаров.
В п.2.2 Технического задания указано, что работы необходимо выполнить в соответствии с ведомостью объемов работ (приложение N 1) согласно: плану БТИ (приложение N 2); дефектной ведомости (приложение N 3) являющихся неотъемлемой частью к настоящему техническому заданию.
Согласно ведомости объёмов работ товары, указанные в Ресурсной ведомости, используются при выполнении работ (Окна монтируются в проёмы и т.д.), однако, также указано что приёмка поставленного товара, будет осуществляться после его монтажа и установки.
Из положений Технического задания также следует: "Заказчик осуществляет приёмку товара, объёмы которого указаны в документации и оформляется акт о приемке или об отказе в приемке товара для выполнения работы (оказания услуги). Приемка поставляемого товара предусматривает проверку, которая происходит в силу ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, по мнению Заявителя, в конкурсной документации установлены неоднозначные условия порядка приема-передачи товаров, в частности не определены сроки когда товар поставляется и принимается Заказчиком.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.3.1 проекта контракта указаны условия поставки и оплаты товаров. При этом также пояснил, что оплата товара производится после выполнения работ по монтажу такого товара, в то же время, оплата конечного результата, связанного с исполнением контракта определена в п. 2.7.2 и 2.7.3 проекта контракта указаны условия поставки и оплаты товаров.
Согласно п.3.1 проекта контракта приемка выполненных работ и поставленного товара производится после установки (монтажа) поставленного товара и проверки работоспособности в соответствии с условиями контракта и технического задания. Оплата производится после полной проверки работоспособности.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что из пункта 3.1 проекта контракта не следует однозначное описание порядка приема-передачи поставляемых товаров, в частности сроки предоставления отчетной документации, порядок приема товаров и его оплаты.
В то же время положения конкурсной документации, на которые ссылается представитель Заказчика, не содержат в полной мере вышеизложенного и указывают на порядок сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренных проектом контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком, в нарушение Закона о контрактной системе сформированы положения извещения, противоречащие иным положениям закупочной документации, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет как корректно сформировать ценовое предложение для участия в закупке.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сроки выполнения работ, поскольку п.4 Информационной карты период выполнения работ с 1 до 65 рабочих дней с даты заключения контракта, однако, в Техническом задании указаны меньшие сроки на выполнение работ:
"1.6. Срок выполнения работ:
Начало поставки материалов - с даты заключения контракта.
Срок поставки материалов - в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения контракта.
Окончание работ - в течение 65 (шестидесяти пяти) рабочих дней с момента заключения контракта.
Открытие объекта и передача объекта подрядчику будут проходить лишь спустя 8 дней с даты заключения Контракта, таким образом, на выполнение работ отводится не 65 дней, как указано в Извещении и Смете, а 57 дней.
Также, по мнению Заявителя, Техническое задание содержит ещё одно утверждение, противоречащее иным, а именно "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией в электронной форме" (далее - Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг", таким образом, по мнению Заявителя, приёмка проводится при выполнении работ, в то время как она должна проходить до открытия объекта, по указанным выше положениям.
Кроме того, согласно доводам жалобы, в пункте 3.1 Технического задания совершенно однозначно указано, что Подрядчик приступает к работам после поставки Товара "не позднее трех рабочих дней со дня поставки товара, должен приступить к оказанию услуг, подписать акт открытия объекта, акт передачи объекта Исполнителю", в то время как из пункта 6 Технического задания следует иное, а именно "Допускается поставка товара отдельными частями, до начала выполнения отдельных видов работ (оказания услуг)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заявитель неверно трактует положения документации о том, что на выполнение работ отводится 65 рабочих дней. Согласно документации, период выполнения контракта всего контракта составляет 65 рабочих дней с даты заключения контракта, то есть 65 рабочих дней это период, в который контракт должен быть выполнен.
Согласно условиям документации, Исполнитель вправе выполнять контракт как все 65 рабочих дней, так и выполнить его досрочно.
Таким образом, весь контракт рассчитан максимально на 65 рабочих дней, включая и поставку, и работу, и все необходимые согласования и т.д.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Также Заявитель указывает, что количество товаров, указанное в приложении N5 к Техническому заданию не соотносится с количеством, указанным в Ресурсной ведомости, что не позволяет достоверно определить количество поставляемого товара.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в ресурсной ведомости отражен общий объем товаров, поскольку сметная документация является исключительно обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. В сметной документации отражены расценки которые установлены в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами), утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, в виду чего в смете указано общее количество каждого товара.
Так, например, согласно сметной документации необходимо поставить выключатели в количестве 139 шт. (84+55), а если обратиться к приложению 5 к Техническому заданию данные товары отражены в следующих позициях: 1, 26, 36, 41, 50.
Таким образом, общее количество по данным позициям равно 139 шт.
(т.е. 20+28+16+43+32), что и предусмотрено сметной документацией.
Аналогично по позициям "Смесители", "Розетки", "Ванны", "Окна", "Полотенцесушители" и т.д.
Таким образом, конкурсная документация позволяет определить количество товаров, которое необходимо поставить в рамках контракта.
Вместе с тем доказательств обратного Заявителем в составе жалобы не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Горшков Е.С. на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" обоснованной в части формирования требований к составу первой части заявки, отсутствия условия допуска, предусмотренные приказом N 126н.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.54.3, ч.3, ч.4 ст.14, ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2021 г. N 077/06/106-10537/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021