Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеев,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ", ООО "Энзовин нутришн",
рассмотрев жалобу ООО "Энзовин Нутришн" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку белковой смеси в ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152821000340) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в технической части аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/36224/21 от 22.06.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации установлены требования для товара по п. "Смесь сухая белковая композитная": "Содержание кальция в 100 г продукта: 1850
2500 мг" не соответствующие описанию товара в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (далее - КТРУ).
Кроме того Заявитель также указывает на то, что размещенное Заказчиком обоснование необходимости использования дополнительных характеристик о закупаемом товаре не соответствующие КТРУ является ненадлежащим, поскольку в данном обосновании Заказчиком не конкретизировано для удовлетворения какой именно потребности Заказчика в требования включена оспариваемая характеристика.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил исполльзования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Управления установлено, что согласно описанию товара по КТРУ "Смесь сухая белковая композитная 10.86.10.910-00000002": Агломерированная форма (характеристика не является обязательной для применения): Да/Нет; Вид применяемого сырья (характеристика является обязательной для применения): Белок молока/ Изолированный соевый белок; Наличие обогащающих компонентов (характеристика является обязательной для применения): Да".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в аукционной документации содержится обоснование использование дополнительных характеристик закупаемого товара, а именно: Содержание кальция в 100 г не менее 1,85 г. Характеристика включена для уточнения потребности Заказчика с учетом статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 и приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебнопрофилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями на 21.06.2013 г.), приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от 11.09.2017 г N653 "О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания" и Методических рекомендаций MP 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 г.).
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что пациенты медицинских организаций, находящиеся на стационарном лечении с любыми заболеваниями должны получать лечебное питание, состоящее из разрешенных традиционных продуктов питания с обязательным введением в рацион специализированных продуктов лечебного питания: смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов в количествах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем Методическими рекомендациями MP 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (далее - МР 2.3.1.2432-08) установлена уточненная физиологическая потребность в кальции для взрослых, которая составляет 1000 мг в сутки (100%), тогда 500 мг будет 50% от установленной потребности.
Следовательно, показатель кальция в смеси белковой композитной сухой не менее 1850 мг на 100 г. соответствует требованиям Приказа Минздрава России от 21.06.2013 N395н "Об утверждении норм лечебного питания", Приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 11 сентября 2017 г. N 653 "О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания" и получен расчетным путем, так 100 г *500 мг /27 г = 1850 мг кальция на 100 г сухого продукта, где 500 мг - 50% от физиологической нормы кальция для взрослых содержится в 27 г. смеси белковой композитной сухой.
Кроме того в соответствии с положениями Таблицы В.3 Приложения В ГОСТ 33933-2016 "Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" рекомендованное содержание кальция в 20г смеси составляет тт 150,0 до 500,0 мг. включительно, соответственно в 100 граммах продукта содержание кальция возможно в пределах от 750 до 2500 мг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145 в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре.
Кроме того согласно доводам Заявителя установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке п. "Смесь сухая белковая композитная" ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товару соответствует единственный товар на рынке "Специализированный пищевой продукт с улучшенными характеристиками, в том числе источник натурального кальция молочного происхождения, для диетического лечебного и диетического профилактического питания смесь белковая композитная сухая "ДисоR" "Нутринор Са" производства ООО "АРТ Современные научные технологии".
Так, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что ограничивающим требованием является наличие 1,85 г кальция в 100 г продукта, поскольку в соответствии с единым реестром свидетельств о государственной регистрации требованиям отвечает продукция единственного производителя.
Одновременно с этим, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссией Управления установлено, что помимо товара, указанного Заявителем, требованиям о наличии кальция также удовлетворяет товар "Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нормафуд", производства
ООО "В-МИН+", в состав которого входит лактат кальция. При этом лактатом кальция, согласно сведениям из открытых источников является кальциевая соль молочной кислоты, т. е. кальций молочнокислый.
На основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энзовин Нутришн" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя),наложенные письмом Московского УФАС России от 22.06.2021 NЕИ/36224/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2021 г. N 077/06/106-10767/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021