Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члены Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУ "Мосгоргеотрест": С.Н. Александрова,Т.Ю. Крыловой,
в отсутствие представителей ООО "Омникомм-Саранск", о времени и месте заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.06.2021 NЕИ/36505/21,
рассмотрев жалобу ООО "Омникомм-Саранск" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Мосгоргеотрест" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по настройке и калибровке автомобильных тахографов (Закупка
N 0373500001421000122) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.06.2021 NЕИ/36505/21, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации ненадлежащим образом установлено требование о наличии лицензии ФСБ России по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), Исполнитель должен иметь соответствующую лицензию ФСБ РФ на осуществление деятельности по установке тахографов, их активацию, ремонт.
На основании пп. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
П.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по настройке и калибровке автомобильных тахографов.
Также Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки об обладании ими вышеуказанной лицензии, а также о её представлении в составе второй части заявки.
Кроме того согласно п.2.4 Технического задания при оказании услуг, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" Исполнитель должен иметь соответствующую лицензию
ФСБ РФ на осуществление деятельности по установке тахографов, их активацию, ремонт.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно п.1, п.5 ст.12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, по технической защите конфиденциальной информации.
П.2 Положения "О лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Положения, утвержденные постановлением N313), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313 определены средства, относящиеся к шифровальным (криптографическим).
На основании п.4 Положения Постановления N 313 установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее - перечень), к котором поименованы виды работ.
Вместе с тем монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также их ремонт входит в Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что с целью недопущения ограничения количества участников закупки Заказчиком не было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ.
Так, по мнению представителя Заказчика, участник не обладающий данной лицензией может демонтировать оборудование, а на остальные виды работ привлечь соисполнителей по основному предмету закупки обладающих лицензией ФСБ, а именно по настройке и калибровке автомобильных тахографов, а также по установке.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что основным предметом закупки является оказание услуг по настройке и калибровке автомобильных тахографов, что является лицензируемым видом деятельности.
Кроме того Комиссией Управления также установлено, что в аукционной документации Заказчиком не установлены единые требования к участникам закупки, об обладании соответствующей лицензией ФСБ на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), равно как Заказчиком не установлено требование о предоставлении такой лицензии в составе второй части заявки на участие в аукционе, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ
и о предоставлении в составе второй части заявки указанной лицензии, нарушают положения п.1 ч.1 ст.31, п. 6 ч. 5 ст. 63, п.2 ч.1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к Исполнителю, а именно согласно п.2.4 Технического задания при оказании услуг Исполнитель должен обеспечить соблюдение правил привлечения и использования иностранной и иногородней рабочей силы, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Все работники должны иметь официальную регистрацию по месту пребывания и разрешение на работу (требование для иногородних и иностранных работников). Исполнитель на момент открытия объекта, должен представить Заказчику список сотрудников, привлеченных к выполнению работ на данном объекте, с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения и паспортных данных, места регистрации, в случае привлечения иностранных граждан - разрешение на работу.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено к исполнителю услуг и применяется на стадии исполнения Контракта, в случае привлечения исполнителем иностранных граждан и никак не применяется к иногородним гражданам Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что из наименования Федерального закона однозначно следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, однако в составе п.2.4 Заказчик устанавливает требование к работникам имеющих официальную регистрацию по месту пребывания и разрешение на работу, в том числе у иногородних работников, что противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.2.4 Технического задания в соответствии с Правилами обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России от 13.02.2013 N36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", мастерская Исполнителя должна быть учтена ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, поверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, с присвоением номера мастерской.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанный Приказ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 "О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств".
При этом Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" утверждены новые требования, в связи с чем при формировании аукционной документации Заказчик обязан устанавливать требования на основании Приказа Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
Кроме того Комиссией Управления также установлено, что в составе аукционной документации установлен некорректные виды работ которые должны быть отражены в лицензии ФСБ, поскольку согласно в Перечне отсутствует такой вид работ как "установка тахографов, их активация, ремонт", в связи с чем участником закупки не представляется возможным определить на какие виды работ, согласно Перечню необходимо иметь лицензию ФСБ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Омникомм-Саранск" на действия
ГБУ "Мосгоргеотрест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п. 6 ч. 5 ст. 63, п.2 ч.1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2021 г. N 077/06/106-10852/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021