Резолютивная часть объявлена 24.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя -посредством видеоконференц-связи Гредасов А.В. по доверенности N39/21 от 31.05.2021, Кулешов Д.Н. по доверенности N 36/21 от 27.05.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Кмышева Э.А. по доверенности N 3 от 13.01.2020, Банникова И.Г. по доверенности N 37 от 24.06.2021,
рассмотрев жалобу ООО "Экомедика" (ИНН 7724419198 ОГРН: 1177746943780) от 17.06.2021 г. N5733-ЭП/21 на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является, поставка лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат, для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году (извещение N 0387200009121002671) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Экомедика" (ИНН 7724419198 ОГРН: 1177746943780) от 17.06.2021 г. N5733-ЭП/21 на действия Заказчика, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, поставка лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году (извещение N 0387200009121002671).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению заявителя, Заказчик неправомерно исключил возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат, для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году:
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
|||
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Метотрексат |
раствор для подкожного введения 50 мг/мл 0,2 мл в шприце |
Да |
Нет |
миллилитр |
45,4 |
2 |
Метотрексат |
раствор для подкожного введения 50 мг/мл 0,3 мл в шприце |
Да |
Нет |
миллилитр |
127,5 |
3 |
Метотрексат |
раствор для подкожного введения 50 мг/мл 0,4 мл в шприце |
Да |
Нет |
миллилитр |
120 |
4 |
Метотрексат |
раствор для подкожного введения 50 мг/мл 0,5 мл в шприце |
Да |
Нет |
миллилитр |
40 |
Приложение к техническому заданию на 1 л.: обоснование закупки. | ||||||
Остаточный срок годности лекарственного препарата (на момент поставки) - не менее 14 месяцев. | ||||||
* Указываются лекарственные формы, в том числе эквивалентные лекарственные формы препарата, удовлетворяющие потребности заказчика;** Указываются комбинации лекарственных дозировок, удовлетворяющие потребности заказчика, с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;*** Заполняется участником закупки на момент подачи заявки (в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). |
В приложении к техническому заданию указано:
"Обоснование закупки на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году
К поставке требуется лекарственный препарат Метотрексат в шприце определенного объема наполнения. Объем наполнения первичной упаковки указан в связи с невозможностью описания необходимой дозировки лекарственного препарата. Указание данных характеристик необходимо для соблюдения точной дозировки при однократном введении лекарственного препарата пациентами самостоятельно, так как лекарственный препарат предназначен для обеспечения льготных категорий граждан в амбулаторных условиях.
Лекарственный препарат Метотрексат относится к фармакологической группе - "противоопухолевое средство, антиметаболит", требует точного подбора дозировки для эффективного лечения при минимальных проявлениях побочных эффектов.
Объем лекарственного препарата соответствует разовой дозе для подкожного введения, с учетом поверхности тела и возраста пациента с активной формой ювенильного артрита, ревматоидного артрита, полиартрита.
Объем наполнения шприца оптимален для использования (один шприц - одно введение), что соответствует требованиям лечения пациентов в амбулаторных условиях и позволяет формировать комплаентность пациентов к терапии, улучшает качество жизни".
Заказчик указал следующее:
Подкожное введение является оптимальным способом введения Метотрексата при ревматических заболеваниях, обеспечивая более эффективное и безопасное применение. Уменьшение объема вводимого раствора МТ в 5 раз за счет увеличения концентрации раствора, делает подкожную инъекцию менее болезненной для детей;
Предварительно заполненные шприцы содержат интегрированную иглу для подкожного введения, будучи закрытой системой, лекарственная форма "раствор для подкожного введения" в виде предварительно заполненных и уже готовых к использованию шприцов с интегрированной иглой, позволяет снизить риск случайных травм при проведении манипуляции по присоединению иглы, риск случайной контаминации препарата и сопряженных с этим потенциально нежелательных реакций, а также риск случайных протечек препарата.
Предварительно заполненные шприцы имеют десять дозировок препарата: 7.5. мг., 10 мг., 12.5 мг., 15 мг., 17.5 мг., 20 мг., 22.5 мг., 25 мг., 27.5 мг., 30 мг, что позволяет индивидуализировать терапию у пациентов с ПА и ЮРА и проводить , как эскалацию, так и снижение дозы с шагом в 2.5. мг.
Согласно подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380) допускает указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Как видно из технического задания, Заказчиком указана концентрация лекарственного препарата (50 мг/мл), а не дозировка.
Как следует из пункта 7 Постановления N 1380, при описании лекарственных препаратов в документации используется информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, содержащаяся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов.
Согласно Государственному реестру лекарственных средств, лекарственный препарат с МНН "Метотрексат - раствор для подкожного введения, 50 мг/мл" зарегистрирован под торговым наименованием "Методжект - раствор для подкожного введения 50 мг/мл".
Также, согласно перечню взаимозаменяемых лекарственных препаратов Государственного реестра лекарственных средств, указание на взаимозаменяемость лекарственного препарата "Методжект - раствор для подкожного введения 50 мг/мл" отсутствует.
В силу ст. 27.1 "Взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения" Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств, согласно которой "Взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования на основе заключения комиссии экспертов экспертного учреждения о взаимозаменяемости лекарственного препарата для медицинского применения либо о том, что лекарственный препарат для медицинского применения не является взаимозаменяемым".
Следовательно, Заказчик не наделен полномочиями по самостоятельному определению взаимозаменяемости, эквивалентности лекарственных препаратов.
Комиссией Управления установлено, что для подготовки документации на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году (извещение N 0387200009121002671) Заказчику были предоставлены следующие коммерческие предложения:
ООО "ФАРМ-ПОСТАВКА" вх. 07/37-ВХ-6430 от 21.04.2021 на лекарственный препарат с МНН "Метотрексат" торгового наименования "Методжект - раствор для подкожного введения 50 мг/мл".
ООО "ФАРМ ЛАЙН" вх. 07-37-ВХ-6413 от 21.04.2021 г.- на лекарственный препарат с МНН "Метотрексат" торгового наименования "Методжект - раствор для подкожного введения 50 мг/мл".
ООО "Глобал Фарм" вх. 07-37 ВХ-6458 от 21.04.2021 г. - на лекарственный препарат с МНН "Метотрексат" торгового наименования "Методжект - раствор для подкожного введения 50 мг/мл".
Данные коммерческие предложения указывают на то, что любой хозяйствующий субъект при условии наличия соответствующей лицензии вправе осуществить поставку лекарственного препарата, с указанной характеристикой, исходя из потребностей получателей лекарственных препаратов - граждан, проживающих на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа.
Согласно части 6 Постановления N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в"-"и" пункта 5 (в конкретном случае пункт "г" наличие (отсутствие) вспомогательных веществ), в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
Требования Заказчика к закупаемому препарату обусловлены его объективной потребностью, которая позволяет обеспечить безопасное применение препарата у пациентов.
Технические характеристики лекарственного препарата являются терапевтически значимыми. Требования к лекарственному препарату определены Заказчиком на основании льготной категории граждан по рецептам в амбулаторных условиях.
Согласно части 6 Постановления N 1380, Заказчик вправе указывать необходимые ему характеристики, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты, при этом необходимо обосновать необходимость указания таких характеристик. Обоснование в документации описано и соответствует клиническим данным пациентов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления считает, что документация об электронном аукционе, разработанная и утвержденная подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе, не приводит к ограничению количества участников закупки, а направлено на удовлетворение потребности Заказчика в требуемом товаре.
Довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО "Экомедика" (ИНН 7724419198 ОГРН: 1177746943780) от 17.06.2021 г. N5733-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экомедика" (ИНН 7724419198 ОГРН: 1177746943780) от 17.06.2021 г. N5733-ЭП/21 на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является, поставка лекарственного препарата для медицинского применения Метотрексат, для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам бесплатно за счет средств бюджета автономного округа в 2021 году (извещение N 0387200009121002671) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 июня 2021 г. N 086/06/33-991/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021