Резолютивная часть объявлена 25.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
Членов комиссии:
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - е явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Пелевин П.П. по доверенности N б/н от 25.06.2021;
от Уполномоченного органа - е явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (ИНН 9717091569 ОГРН: 1207700169522) от 18.06.2021 г. N5798-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является, поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009121002845) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (ИНН 9717091569 ОГРН: 1207700169522) от 18.06.2021 г. N5798-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является, поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009121002845).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению заявителя, Заказчик неправомерно разместил извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов, где предметом одной закупки являются функционально и технологически не связанные товары.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Объектом закупки является поставка медицинских расходных материалов, согласно технического задания аукционной документации объектом закупки являются медицинские изделия многоразового и одноразового использования, медицинские инструменты, хирургические аппараты применяемые для проведения операций а также расходные материалы.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. В соответствии с Законом о Контрактной системе, Письмом Минэкономразвития России от 13 января 2017 года N Д28и-212 техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика, заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию.
Заказчик вправе самостоятельно определять условия аукционной документации в пределах, оговоренных законом. В позициях технического задания описаны требования заказчика к закупаемой продукции, необходимой для удовлетворения конкретных потребностей заказчика, связанных непосредственно с проведением лечебного процесса.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Окружная клиническая больница", представляет собой крупное медицинское учреждение Ханты-Мансийского автономного округа, где квалифицированно оказывается высокотехнологичная и специализированная медицинская помощь по многим профильным направлениям, в том числе, хирургическому. В оспариваемой закупке сформирована потребность Заказчика в расходных материалах для операционного блока.
Комиссией Управления установлено, что Заказчик при формировании объекта закупки, руководствовался статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждён прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия". Приказ от 15 ноября 2012 года N922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"" (далее по тексту - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" в медицинских организациях.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами-хирургами в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-9 к вышеуказанному Порядку.
Согласно Приложения N 9 к Порядку, Перечня N2 "Стандарт оснащения операционной (операционного блока)" перечислено всё необходимое оборудование и медицинская мебель для каждой зоны операционной, чтобы обеспечить безопасность, эргономику и эффективность манипуляций. В данном перечне числятся контейнеры, катетеры, наборы инструментов для работы с костями, сухожилиями, столы операционные, инструментальные и т.д. При этом данный перечень не является исчерпывающим, и не запрещает медицинским учреждениям приобретать товары, исходя из потребности последних и единой цели использования таких товаров.
Далее Комиссия Управления считает необходимым отметить, что порядок формирования лотов законодательно и детально не закреплен, решение о формировании лотов принимает Заказчик. Заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание. При этом, Заказчиком не указаны торговые знаки, не предъявлены какие-либо дополнительные требования к участникам.
Кроме того, технологическая и функциональная связь заключается в том, что данные товары объединены общим назначением в медицине: укомплектование операционного блока и обеспечение высокотехнологичной, качественной медицинской помощи пациентам по профилю "хирургия". Товары, которые требуются Заказчику могут использоваться для проведения соответствующих медицинских процедур в совокупности и взаимодействии друг с другом, на что также указывает Приказ от 15 ноября 2012 года N922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"".
Законодательство РФ не разъясняет, что именно следует понимать под технологической и функциональной связью товаров (работ, услуг).
Согласно постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 г. по делу N А33-22968/2015 разъяснено, что прямых критериев определения технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг действующим законодательством Российской Федерации не установлено, поэтому для определения функциональной и технологической связи необходимо учитывать положения других норм права с учетом полного, всестороннего, объективного анализа действующего законодательства, в том числе путем системного толкования норм права.
Кроме того, в соответствии с выводами, сформулированными в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 г. по делу N А40-151759/12-21-1465, основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
Таким образом, Заказчик исходил из того, что поставляемые товары будут взаимодействовать в процессе их использования, будут использоваться совместно, с общей целью и как единый медицинский комплекс, что соответствует сложившейся судебной практике и практике контролирующих органов.
Комиссией Управления установлено, что при подготовке аукционной документации Заказчиком получены коммерческие предложения от потенциальных Поставщиков, которые готовы поставить товар с техническими характеристиками, которые были надлежащим образом интерпретированы поставщиками.
Кроме того, Комиссией Управления изучены успешно состоявшиеся закупки расходных материалов для отделений хирургии, где имеются аналогичные позиции в описании технических характеристик, заключены и успешно исполнены государственные контракты.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Расходные материалы для хирургического отделения с описанными в техническом задании характеристиками достаточно широко представлены на российском рынке и могут быть поставлены неограниченным кругом поставщиков, тем более что объектом закупки является поставка таких товаров, а не их изготовление.
Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона либо создали преимущественное положение иным участникам закупки.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (ИНН 9717091569 ОГРН: 1207700169522) от 18.06.2021 г. N5798-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (ИНН 9717091569 ОГРН: 1207700169522) от 18.06.2021 г. N5798-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является, поставка медицинских расходных материалов (извещение N 0387200009121002845) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Моршель А.М.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 июня 2021 г. N 086/06/33-996/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021