Резолютивная часть объявлена 28.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Заместителя председателя комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
Членов комиссии:
- Ахметзянова. - Эксперт отдела Управления;
- Михайлова. - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Заверский Д.Н. по доверенности N ОД-63 от 13.04.2021 г., Власов П.Н. по доверенности N ОД-64 от 13.04.2021 г.
рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 21.06.2021 г. N5868-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса", уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является, выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории жилого дома 14 по улице Ленина в городе Мегионе" (Проект 42.18 Ремонт внутриквартальных проездов и площадок 11 микрорайона г. Мегиона) (извещение N0187300004521000295) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "КОНТРАКТ" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 21.06.2021 г. N5868-ЭП/21на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N0187300004521000295).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, тем самым нарушив ч.3 ст.68 ФЗ.
2. Неправомерное требование заказчиком предоставления документов подтверждающих соответствие п.10 ч1 ст31 ФЗ-44 "Участник не является офшорной компанией" оставляет возможность необоснованного отклонения участников:
3. Заказчик неправомерно установил требование к предоставлению документов, подтверждающих соответствие п.11 ч.1 ст.31 ФЗ-44, тем самым оставляя возможность недопуска участников, не предоставивших такие документы.
4. Заказчик в нарушение ст.66 ФЗ-44 требует предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих дополнительные требования ч.2 ст.31 ФЗ-44, непредоставление которых приведет к отклонению заявки участника:
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона от 11.06.2021 N0187300004521000295 и документация размещены в Единой информационной системе в сфере закупок - 11.06.2021 г.
Заказчик, уполномоченный орган возражали на поступившие доводы жалобы.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Установлено, что финансирование работ по объекту "Благоустройство дворовой территории жилого дома 14 по улице Ленина в городе Мегионе" - субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета муниципального образования город Мегион.
В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года N347 (с изменениями на 27 апреля 2021 года) "О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда"", утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды".
Согласно п.7 данных правил:
7. Работы по благоустройству дворовых территорий и общественных территорий в случае, если на такой общественной территории предусматривается минимальный перечень работ по благоустройству (установка и (или) замена детского игрового и (или) спортивного оборудования, в том числе малобюджетных плоскостных спортивных сооружений,
установка малых архитектурных форм, устройство пешеходных дорожек, озеленение) и площадь общественной территории не превышает 10 ООО кв. м, должны осуществляться на основании дизайн-проекта и сметной документации на выполнение работ. В дйзайн-проект включается текстовое и визуальное описание проекта благоустройства, в |том числе концепция проекта и перечень (в том числе визуализированный) элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на соответствующей территории. Содержание дизайн- проекта зависит от вида и состава планируемых работ. Дизайн-проект может быть подготовлен в виде проектно-сметной документации.
Работы по благоустройству иных общественных территорий, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, должны осуществляться на основании проектно-сметной документации и архитектурно-планировочной концепции, содержащей в себе принципиальные архитектурно-дизайнерские и функционально-планировочные решения, определяющие облик, характер и виды использования общественной территории' Работы по благоустройству дворовых и общественных территорий должны выполняться с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для Инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2017 г. N 9023-АЧ/04 "Об отдельных вопросах по разработке проектной документации и проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" видно, что разработка проектно-сметной документации необходима.
Таким образом, Заказчиком установлен срок проведения аукциона в соответствии с действующим законодательством.
Довод Заявителя является необоснованный.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 2 части 5 статьи 66 закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Также, Закон о контрактной системе не содержит указания о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие заявки участника пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в части II. Информационная карта аукциона, в пункте 14 указано:
14. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 7.1. и 7.2. документации, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным 7.1.2-7.1.7 документации (предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В подпункте 7.1.8 пункта 7. Части I аукционной документации указано:
7. Требования к участникам закупки
7.1.К участникам закупки предъявляются следующие единые требования:
7.1.8. Участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, Заказчик/уполномоченный орган требует от участника документально подтвердить, что он не является офшорной компанией, указанное положение документации по закупке является нарушением положений части 3 статьи 7, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя является обоснованным.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 части 5 статьи 66 закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Также, Закон о контрактной системе не содержит указания о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие заявки участника пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в части II. Информационная карта аукциона, в пункте 14 указано:
"Часть II. Информационная карта аукциона
14. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 7.1. и 7.2. документации, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным 7.1.2-7.1.7 документации (предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
В подпункте 7.1.9 пункта 7. Части I аукционной документации указано:
"Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Таким образом, Заказчик/уполномоченный орган требует от участника документально подтвердить, что у него отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, указанное положение документации по закупке является нарушением положений части 3 статьи 7, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя является обоснованным.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно частям 2, 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что в извещении аукциона и в информационной карте Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки согласно п.2 (2) приложения 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В пункте 7 информационной карты указано:
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частями 2 - 4 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ |
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Однако, согласно пункту 14 Информационной карты аукционной документации, Заказчик не требует от участника предоставления документов по дополнительным требованиям согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Жалоба ООО "Контракт" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 21.06.2021 N5868-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 21.06.2021 N5868-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса" Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является, выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории жилого дома 14 по улице Ленина в городе Мегионе" (Проект 42.18 Ремонт внутриквартальных проездов и площадок 11 микрорайона г. Мегиона) (извещение N0187300004521000295)) частично обоснованной (доводы 2, 3 являются обоснованными).
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать по причине, изложенной в мотивировочной части решения.
3. Передать должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заместитель председателя Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Ахметзянова О.Н.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2021 г. N 086/06/31-1006/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021