На основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением коллективного обращения граждан (вх.N3761) о нарушениях при исполнении контрактов, заключенных заказчиком - Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Заказчик), в отношении Заказчика возбуждена внеплановая проверка.
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России N46 от 21.06.2021 "О проведении внеплановой проверки соблюдения Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - начальник отдела контроля закупок,
участники Инспекции: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции 25.06.2021 Удмуртского УФАС России посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей Заказчика: <_>,
заявителя, подписавшего обращение - <_>,
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению законных представителей детей-инвалидов вх.N3761, в случае получения компенсации в денежном выражении за одну пару ортопедической обуви сумма компенсации является низкой, в связи с чем не представляется возможным приобрести обувь за такую сумму; Министерство социальной политики и труда УР заключает контракты на сложную ортопедическую обувь, несмотря на то, что функции по приобретению ортопедической обуви имеются у Фонда социального страхования УР; фактически ООО "Ортэкс" изготавливает ортопедическую обувь слишком долго, при оформлении заказов на обуви нет артикулов, в связи с чем даже если сдать обувь на экспертизу, то Общество может заявить, что данная обувь изготовлена не ООО "Ортэкс", а иным лицом; кроме этого, дети-инвалиды по несколько лет стоят в очереди на обеспечение санаторно-курортным лечением, что превышает аналогичные сроки в других регионах страны.
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий в части проверки соответствия условий контрактов требованиям Закона о контрактной системе в части выставления Заказчиком штрафных санкций за нарушение условий Контракта.
27.11.2020 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов ортопедической обувью (номер извещения в ЕИС - 0213100000320000150). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 18 456 251,85 рублей.
11.12.2020 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2020, поступило четыре заявки на участие в Аукционе (ООО "Ортэкс", ФГУП "Московское протезно-ортопедической предприятие Минтруда РФ, ООО "Авангард", ООО "Интра-ортопедия"), признанные соответствующими требованиям Аукционной документации.
29.12.2020 между Заказчиком и ООО "Ортэкс" заключен государственный контракт (далее - Контракт) по результатам проведения Аукциона.
На заседании представители Заказчика пояснили, что при исполнении Контракта со стороны ООО "Ортэкс" имелись нарушения сроков изготовления обуви по Контракту, в связи с чем Заказчик направлял Обществу претензии об уплате штрафов и пеней в установленном порядке. Изготавливаемая по Контракту обувь проверяется получателями обуви, а не непосредственно Заказчиком, т.к. объективно Заказчик не имеет возможности оценить в полном объеме качество данной обуви (а именно, удобство и комфортность при использовании обуви, т.к. оценить удобство и комфортность может только лицо, которое будет использовать данную обувь). В случае поступления жалоб законных представителей детей-инвалидов, которых не устраивает качество обуви, Заказчик проводит проверку качества обуви; при этом количество жалоб на качество обуви в сравнении с общим числом изготовленной обуви является незначительным. Также имелись случаи, когда законные представители детей-инвалидов отказывались от получения обуви в связи с низким качеством даже фактически не приходя в пункт выдачи и не проверив то, насколько удобной является данная обувь. Вместо получения обуви, изготовленной ООО "Ортэкс" по Контракту, возможно получения денежной компенсации, размер которой указан в Контракте, при этом на размер данной компенсации Заказчик никаким образом повлиять не может, т.к. цена Контракта определена победителем Аукциона - ООО "Ортэкс".
На заседании заявитель пояснил, что качество обуви, изготовленной по Контракту, является низким.
При проведении внеплановой проверки Инспекция Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с статьей 94 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с п. 2.1 Контракта, Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению протезно-ортопедического изделия и обеспечение им Получателя в соответствии с Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.2 Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения Контракта, но не ранее 01.01.2021 г. до 10.09.2021 года. Срок обеспечения Получателя протезно-ортопедическим изделием - не более 60 (шестидесяти) календарных дней с момента получения Исполнителем от Получателя направления Заказчика, в соответствии со списком выданных Заказчиком направлений получателям технических средств реабилитации.
Заказчик направлял в адрес ООО "Ортэкс" требование об уплате пеней от 07.06.2021 N01-22/1816-1312, согласно которому ООО "Ортэкс" нарушило срок обеспечения получателя протезно-ортопедическим изделием на 30 дней.
В соответствии с п. 6.4.1 Контракта, Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе путем участия представителей Заказчика в процессе выдачи изделий.
Согласно п. 7.1 Контракта, при выдаче изделий Получателю (либо его представителю на основании надлежащим образом оформленной доверенности) Исполнитель оформляет Акт сдачи-приемки выполненных работ Получателем, который подписывается Исполнителем и Получателем (либо его представителю на основании надлежащим образом оформленной доверенности).
В соответствии с п. 1 Контракта получателем является гражданин, имеющий право на обеспечение техническими средствами реабилитации, которому выдано направление на получение технических средств реабилитации.
Согласно п. 7.3 Контракта, по окончании срока выполнения работ и выдачи протезно-ортопедического изделия Получателю в соответствии с п. 2.2 Контракта Исполнитель передает Заказчику Акт сдачи-приемки выполненных работ Получателем, акт-подтверждение об отказе Получателя от приемки изделия, реестр выдачи протезно-ортопедических изделий Получателю, акт выполненных работ не позднее 10 (Десятого) числа календарного месяца, следующего за отчетным, но не позднее 20.09.2021 г.
В соответствии с п. 7.4 Контракта, Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения от Исполнителя документов, указанных в п.7.3. Контракта, осуществляет приемку выполненных работ и проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы выполненных работ.
Согласно п. 7.5 Контракта, экспертиза выполненных работ проводится одновременно с приемкой работ.
С учетом изложенного, условия Контракта в части осуществления приемки выполняемых работ не противоречат ст. 34, ст. 94 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, антимонопольный орган обращает внимание, что в силу ст. 94 Закона о контрактной системе экспертиза принятого товара осуществляется заказчиком (собственными силами или с привлечением экспертов), получатели изделий в рамках Контракта не являются заказчиком, соответственно, Заказчик также должен осуществлять экспертизу изготавливаемого товара.
Таким образом, с учетом представленных пояснений и доказательств, в рамках своих полномочий Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе, так как условия Контракта, касающиеся приемки результатов выполненных работ, проведения экспертизы результатов выполненных работ, не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Доказательств, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе, не имеется.
Относительно доводов обращения о нарушениях, фактически допущенных при исполнении Контракта, копия обращения передана по подведомственности в Управление Федерального казначейства по УР и Министерство финансов УР для рассмотрения (о чем гражданам, подписавшим обращение, сообщалось письмом NАА01-17-05/3516э от 21.06.2021).
С учетом изложенного, при проведении настоящей проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика - ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по УР считать оконченной.
Настоящее решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции: ____________<_>
Участники Инспекции: ____________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 июня 2021 г. N 018/06/99-564/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021