На основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением коллективного обращения граждан (вх.N3761) о нарушениях при исполнении контрактов, заключенных заказчиком - Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Заказчик), в отношении Заказчика возбуждена внеплановая проверка.
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25.01.2021 N 6 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказом Удмуртского УФАС России N47 от 21.06.2021 "О проведении внеплановой проверки соблюдения Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике законодательства о контрактной системе в сфере закупок",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - начальник отдела контроля закупок,
участники Инспекции: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции 25.06.2021 Удмуртского УФАС России посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителей Заказчика: <_>,
заявителя, подписавшего обращение - <_>
проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению законных представителей детей-инвалидов вх.N3761, в случае получения компенсации в денежном выражении за одну пару ортопедической обуви сумма компенсации является низкой, в связи с чем не представляется возможным приобрести обувь за такую сумму; Министерство социальной политики и труда УР заключает контракты на сложную ортопедическую обувь, несмотря на то, что функции по приобретению ортопедической обуви имеются у Фонда социального страхования УР; фактически ООО "Ортэкс" изготавливает ортопедическую обувь слишком долго, при оформлении заказов на обуви нет артикулов, в связи с чем даже если сдать обувь на экспертизу, то Общество может заявить, что данная обувь изготовлена не ООО "Ортэкс", а иным лицом; кроме этого, дети-инвалиды по несколько лет стоят в очереди на обеспечение санаторно-курортным лечением, что превышает аналогичные сроки в других регионах страны.
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий в части проверки соответствия условий контрактов требованиям Закона о контрактной системе в части выставления Заказчиком штрафных санкций за нарушение условий Контракта.
25.12.2019 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по изготовлению и обеспечению инвалидов ортопедической обувью (номер извещения в ЕИС - 0213100000319000205). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 28 804 164,40 рублей.
20.01.2020 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.01.2020, поступило четыре заявки на участие в Аукционе (ООО "Ортэкс", Ижевский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда России, ООО "Авангард", ООО "ТФК"), признанные соответствующими требованиям Аукционной документации.
07.02.2020 между Заказчиком и ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда России заключен государственный контракт (далее - Контракт) по результатам проведения Аукциона.
На заседании представители Заказчика пояснили, что при исполнении Контракта изготавливаемая по Контракту обувь проверяется получателями обуви, а не непосредственно Заказчиком, т.к. объективно Заказчик не имеет возможности оценить в полном объеме качество данной обуви (а именно, удобство и комфортность при использовании обуви, т.к. оценить удобство и комфортность может только лицо, которое будет использовать данную обувь). В случае поступления жалоб законных представителей детей-инвалидов, которых не устраивает качество обуви, Заказчик проводит проверку качества обуви; при этом количество жалоб на качество обуви в сравнении с общим числом изготовленной обуви является незначительным. Также имелись случаи, когда законные представители детей-инвалидов отказывались от получения обуви в связи с низким качеством даже фактически не приходя в пункт выдачи и не проверив то, насколько удобной является данная обувь. Вместо получения обуви, изготовленной по Контракту, возможно получения денежной компенсации, размер которой указан в Контракте, при этом на размер данной компенсации Заказчик никаким образом повлиять не может, т.к. цена Контракта определена победителем Аукциона.
На заседании заявитель пояснил, что качество обуви, изготовленной по Контракту, является низким.
При проведении внеплановой проверки Инспекция Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с статьей 94 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с п. 2.1 Контракта, Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению протезно-ортопедического изделия и обеспечение им Получателя в соответствии с Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.2 Контракта, срок выполнения работ - не более 60 (шестидесяти) календарных дней с момента получения Исполнителем от списка получателей технических средств реабилитации.
Из представленных пояснений Заказчика и размещенных в ЕИС сведений следует, что сроки исполнения Контракта исполнителем не нарушались, в связи с чем штрафы (пени) Заказчиком не выставлялись.
В соответствии с п. 6.4.1 Контракта, Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе путем участия представителей Заказчика в процессе выдачи изделий.
Согласно п. 7.1 Контракта, при выдаче изделий Получателю (либо его представителю на основании надлежащим образом оформленной доверенности) Исполнитель оформляет Акт сдачи-приемки выполненных работ Получателем, который подписывается Исполнителем и Получателем (либо его представителю на основании надлежащим образом оформленной доверенности).
В соответствии с п. 1 Контракта получателем является гражданин, имеющий право на обеспечение техническими средствами реабилитации, которому выдано направление на получение технических средств реабилитации.
Согласно п. 7.3 Контракта, по окончании срока выполнения работ и выдачи протезно-ортопедического изделия Получателю в соответствии с п. 2.2 Контракта Исполнитель передает Заказчику Акт сдачи-приемки выполненных работ Получателем, акт-подтверждение об отказе Получателя от приемки изделия, реестр выдачи протезно-ортопедических изделий Получателю, акт выполненных работ не позднее 10 (Десятого) числа календарного месяца, следующего за отчетным, но не позднее 20.09.2021 г.
В соответствии с п. 7.4 Контракта, Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения от Исполнителя документов, указанных в п.7.3. Контракта, осуществляет приемку выполненных работ и проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы выполненных работ.
Согласно п. 7.5 Контракта, экспертиза выполненных работ проводится одновременно с приемкой работ.
С учетом изложенного, условия Контракта в части осуществления приемки выполняемых работ не противоречат ст. 34, ст. 94 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, антимонопольный орган обращает внимание, что в силу ст. 94 Закона о контрактной системе экспертиза принятого товара осуществляется заказчиком (собственными силами или с привлечением экспертов), получатели изделий в рамках Контракта не являются заказчиком, соответственно, Заказчик также должен осуществлять экспертизу изготавливаемого товара.
Таким образом, с учетом представленных пояснений и доказательств, в рамках своих полномочий Инспекция Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе, так как условия Контракта, касающиеся приемки результатов выполненных работ, проведения экспертизы результатов выполненных работ, не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Доказательств, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе, не имеется.
Относительно доводов обращения о нарушениях, фактически допущенных при исполнении Контракта, копия обращения передана по подведомственности в Управление Федерального казначейства по УР и Министерство финансов УР для рассмотрения (о чем гражданам, подписавшим обращение, сообщалось письмом NАА01-17-05/3516э от 21.06.2021).
С учетом изложенного, при проведении настоящей проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика - ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по УР считать оконченной.
Настоящее решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Руководитель Инспекции: ____________<_>
Участники Инспекции: ____________<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 июня 2021 г. N 018/06/99-565/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021