Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
со стороны подателя жалобы - ООО "Современная образовательная среда" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны заказчика - Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей":
- <_> - представителя по доверенности от 11.06.2021 N 2,
- <_> - представителя по доверенности от 11.06.2021 N 3,
со стороны уполномоченного учреждения - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:
- <_> - представителя по доверенности от 23.06.2021 N244,
рассмотрев жалобу ООО "Современная образовательная среда" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка оборудования для групповых занятий и мероприятий для комплексного оснащения образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (лот 7)" (извещение N 0155200002221000319 от 04.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
16.06.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Современная образовательная среда" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей" аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка оборудования для групповых занятий и мероприятий для комплексного оснащения образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (лот 7)" (извещение N 0155200002221000319 от 04.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 23.06.2021 в 10 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, заказчиком в нарушение требований законодательства в сфере закупок не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), что свидетельствует о нарушении положений и принципов статьи 14 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 21.06.2021 N 475, просили признать жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа поддержала позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 22.06.2021 N 242, в соответствии с которым просила в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
04.06.2021 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0155200002221000319, а также документация об электронном аукционе "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка оборудования для групповых занятий и мероприятий для комплексного оснащения образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (лот 7)" для нужд заказчика - Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 522 305,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 04.06.2021 16:02 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 17.06.2021 09:00 (МСК).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 18.06.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.06.2021 12:25.
Идентификационный код закупки: 212583700806858370100100180013299244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент опубликования извещения об осуществлении закупки) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом закупки является - поставка оборудования для групповых занятий и мероприятий для комплексного оснащения образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 32.99.53.110 "Оборудование для обучения трудовым процессам".
Требования к оборудованию, предполагаемого к поставке в рамках проводимой закупки, установлены Приложением N 1 к информационной карте.
Комиссией Управления установлено, что согласно Приложению N 1 предполагаемое к поставке оборудование должно включать программное обеспечение, а именно: "Планшетный компьютер - предустановленное программное обеспечение", "Планшетный ПК - предустановленное программное обеспечение".
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что функция указанного программного обеспечения - исключительно обеспечение функционирования того оборудования, на которое оно установлено, т.е. оно является его неотделимой частью, обеспечивающей пригодность такого оборудования к использованию по назначению, и не может поставляться отдельно от оборудования, в связи с чем заказчиком правомерно не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1236, так как к такому программному обеспечению не установлены какие-либо технические и иные требования.
Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы заказчика о том, что проводится закупка комплекта оборудования, в состав которого включено предустановленное программное обеспечение, а т.к. программное обеспечение не является предметом самостоятельной закупки, то запрет в рамках Постановления Правительства N 1236 не подлежит установлению, несостоятельны, так как основаны на неправильном субъективном толковании норм действующего законодательства в сфере закупок.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом заказчик не размещал в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения вышеуказанного запрета.
В Постановлении Правительства РФ N1236 отсутствуют исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.
Учитывая, что программное обеспечение, входящее в состав комплекта оборудования, приобретаемого заказчиком по условиям данной закупки, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N1236 в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, заказчик должен распространить на такое программное обеспечение действие указанного постановления и совершить действия, предусмотренные данным актом.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В нарушение части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе документация об электронной аукционе/извещение о проведении указанного аукциона не содержат информацию о запрете допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N1236.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода.
Комиссия Управления отмечает, что частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что подателем жалобы не представлено сведений, подтверждающих наличие программного обеспечения в Реестре российского программного обеспечения, соответствующего тому же классу программного обеспечения, которое планируется Заказчиком к закупке.
Не размещение заказчиком в единой информационной системе обоснования невозможности соблюдения вышеуказанного запрета, формально нарушает положения нормативно-правовые акты в сфере закупок, но при этом материалами по жалобе не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 для участия в закупке были поданы и допущены к участию 3 (три) заявки участников закупок, по результатам проведения аукциона снижение НМЦК контракта составило более 2%.
Комиссия Пензенского УФАС России, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия Управления вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), решила предписание не выдавать.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заказчика, уполномоченного органа, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современная образовательная среда" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Шифр: 56-2021-нр5189 Поставка оборудования для групповых занятий и мероприятий для комплексного оснащения образовательной организации в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (лот 7)" (извещение N 0155200002221000319 от 04.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей", обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей" нарушившим требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 июня 2021 г. N 058/06/106-545/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021