Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе
в присутствии представителя заказчика - Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) действующего на основании доверенности от 19.11.2020 г., представителя уполномоченного органа - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР (далее - уполномоченный орган) действующего на основании доверенности N7 от 15.03.2021 г., в отсутствие представителя заявителя Индивидуального предпринимателя (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200002121000025 "Поставка не монтируемого оборудования для дооснащения хирургического корпуса ГБУЗ "Центральная районная больница, Прохладненского района" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Кононовой В.А. в сфере предпринимательской деятельности. В техническом задании документации об аукционе предусмотрены требования к товару, в совокупности которым соответствует медицинская техника только одного производителя, а именно, "Siemens Healthcare GmbH", Германия, без возможности поставки эквивалентного товара, несоответствие технических характеристик оборудования в Техническом задании и в обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, размещение Технического задания в формате изображения. Действия заказчика, уполномоченного органа в части описания объекта закупки технических параметров, соответствующих единственной модели единственного производителя, нарушает нормы Закона о контрактной системе, а также положения Федерального закона от 26.07.2007 N135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, посредством создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, изучив письменные пояснения и материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
02.06.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен аукцион N0104200002121000025 "Поставка не монтируемого оборудования для дооснащения хирургического корпуса ГБУЗ "Центральная районная больница, Прохладненского района" с начальной (максимальной) ценой контракта 20 207 080,60 руб. Дата и время начала срока подачи заявок - 08.06.2021 г.; Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 16.06.2021 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 17.06.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 18.06.2021 г. 09:35 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке по государственному контракту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В то же время, включение заказчиком в документацию об аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Исходя из разъяснений п.18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
При этом необходимо учесть позицию, изложенной в п.4 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016 г.), в которой сказано, что соответствие технических характеристик, определенных заказчиком в техническом задании, продукции только одного производителя не является безусловным свидетельством ограничения конкуренции при проведении торгов.
Вместе с тем, названный пункт содержит следующие разъяснение. Включение в документацию об аукционе детализированных требований к товару, его размерам и упаковке не противоречит законодательству. Запрещено только установление требований, которые ограничивают конкуренцию. В законодательстве не содержится перечня этих требований, их описания либо критериев, позволяющих однозначно квалифицировать включенные в документацию о закупке требования как ограничивающие конкуренцию. Таким образом, если заказчик в документации об аукционе установил конкретные требования к товару, предусмотренные законодательством, то контролирующий орган, суд оценивают фактические обстоятельства, при которых были установлены требования к товару, и доказательства того, какие конкретизирующие требования к товару повлекли ограничение конкуренции.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также принимая во внимание то, что заказчиком и уполномоченным органом не представлены документы и сведения, подтверждающие наличие эквивалента по характеристикам товара, предусмотренным в техническом задании документации об аукционе, на товарном рынке, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, ч..1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации.
Аналогичная позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 N Ф08-3495/2019 по делу N А63-6965/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.
В адрес заказчика был направлен дополнительный запрос информации, согласно которому, необходимо было представить в адрес Управления информацию о наличие на рынке не менее двух производителей товара, соответствующих требованиям установленным в Техническом задании. Ответ на запрос заказчиком представлен не был, при этом на рассмотрении представитель заказчика пояснил, что подготовить ответ заказчик не смог, из чего можно сделать вывод, что совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемого товара соответствует только один производитель и производимая им медицинска техники, а именно, "Siemens Healthcare GmbH", Германия, без возможности поставки эквивалентного товара, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара нарушает положения Закона о контрактной системе.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе, в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В силу положений ч.ч. 4, 5 ст. 4 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил, технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Комиссия, проанализировав содержание документации об аукционе, установила, что размещенное в ее составе Техническое задание содержит ограничения поиска и копирования определенных фрагментов текста, поскольку Техническое задание с описанием функциональных и технологических характеристик товара, требуемого к поставке, размещено в формате изображения. При этом, техническая возможность осуществления копирования и поиска сведений, установленных Заказчиком в содержании Технического задания, отсутствует, что препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в аукционе и может привести к формальному отклонению комиссией Заказчика поданных на участие заявок.
При этом, доказательств невозможности размещения Технического задания в ином формате, позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста Технического задания - Заказчиком в адрес Комиссии контрольного органа не представлено.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС документацию об аукционе, содержащую ограничения поиска и копирования фрагментов текста, не соответствуют части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, пункту 14 Правил и нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о несоответствие технических характеристик оборудования, установленных в Техническом задании и в обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не нашел своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя обоснованной в части.
2.Признать в действиях Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР нарушения ч.2 ст.4, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, при этом при повторном размещении закупки заказчику, уполномоченному органу учесть замечания указанные в решении.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 июня 2021 г. N 007/06/64-687/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021