Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам. Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта,
Коваленко С.К. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "ЕЦРБ" - Хуснутдиновой Л.И. (доверенность N2501 от22.06.2021 г.), Шариповой Р.И. (доверенность N2434 от 21.06.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "Строймост" - Аншукова А.С. (доверенность Nб/н от 03.10.2020 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Строймост" (вх. N8113/ж от 16.06.2021 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ЕЦРБ" при проведении закупки N 0311300039421000042 на предмет: Право заключения контракта на поставку индикаторов стерилизации для нужд ГАУЗ "ЕЦРБ",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300039421000042 на предмет: "Право заключения контракта на поставку индикаторов стерилизации для нужд ГАУЗ "ЕЦРБ"" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 08.06.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 106 500,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок 08.06.2021 07:33;
Дата и время окончания срока подачи заявок 16.06.2021 09:00;
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, были представлены устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, изучения документации и позиции заказчика приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании характеристик по позиции 2, подпадающих под конкретного производителя.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
Техническим заданием аукционной документации были установлены следующие показатели по позиции 2 "Индикатор химический/физический для контроля стерилизации", оспариваемые заявителем жалобы:
Наименование товара по КТРУ
Наименование товара
ОКПД-2
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации
Имитирующий индикатор, 6 класс для контроля параметров паровой стерилизации без журнала
31.50.50.190-00000916
Индикатор стерилизации, реагирующий на характерные химические или физические изменения одного или нескольких физических условий внутри стерилизационной камеры. Это изделие одноразового использования.
Индикатор стерилизации предназначен для паровой стерилизации;Индикатор стерилизации соответствует классу 6 по ГОСТ ISO 11140-1-2011;Индикатор стерилизации пригоден для режимов 121оС /15 мин. и 134оС /5,5 мин. паровой стерилизации;Индикатор стерилизации размещается внутри упаковок всех типов и в камере стерилизатора согласно МУ N287-113;Индикатор стерилизации имеет липкий слой для фиксации в месте контроля и документе архива;Остаточный срок годности на момент поставки не менее 24 месяцев. При поставке товара, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации,необходимо предоставить документы, удостоверяющие его качество и безопасность:
1) регистрационное удостоверение на товар. 2) этикетку с информацией о товаре на русском языке.
3) сертификат (декларацию) о соответствии.
По мнению заявителя, при установлении подобных характеристик в части показателей режимов стерилизации к поставке возможен исключительно индикатор производителя ООО "Научно-Производственное Объединение "Маркер".
Согласно пояснениям Заказчика при формировании показателей индикатора Заказчик, в первую очередь, руководствовался требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, и тем, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека.
При установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Так, в соответствии с п. 4.1. методических указаниях по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МУ-287-113 от 30 декабря 1998 г. стерилизацию изделий медицинского назначения проводят с целью умерщвления на них всех патогенных и непатогенных микроорганизмов, в том числе их споровых форм. Таким образом, индикаторы стерилизации на прямую связаны с жизнью и здоровьем пациентов.
Согласно представленным пояснениям Заказчиком был проведен анализ рынка, по результатам которого был выявлен как минимум еще один производитель индикаторов, помимо ООО "Научно-Производственное Объединение "Маркер".
По совокупности требований к медицинским расходным материалам для паровой стерилизации, помимо указанного, соответствуют также товары производителя SteriTEC. В соответствии с инструкцией индикатор SteriTEC имеет контролируемые режимы со следующими значениями: "121°C/15 мин; 134°C/5,5 мин". Кроме того, вышеуказанный индикатор также относится к 6 классу, что в полной мере соответствует требованиям, установленным в технической части аукционной документации.
Кроме того, Заказчиком были представлены коммерческие предложения (КП) от трёх организаций, содержащих предложения по поставке индикаторов, что подтверждает возможность осуществления поставки товаров с показателями, требуемыми Заказчику.
В ходе анализа технического задания установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Комиссией установлено, что исходя из положений Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований
Требования заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указание требований к техническим характеристикам оборудования не ведет к ограничению числа участников закупки и ограничению конкуренции, поскольку в действующем законодательстве не содержится запрета для участника аукциона предлагать к поставке оборудование различных производителей. Существует достаточное количество дилеров и дистрибьюторов, имеющих право продажи оборудования нескольких производителей, в том числе конкурирующих друг с другом.
Таким образом, заказчик не составлял документацию под единственного производителя, а лишь включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика.
Установленные требования к характеристикам и показателям необходимого к поставке индикатора были установлены из потребностей Заказчика, являющихся определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Ввиду чего в документацию включены такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечали бы его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения социально-значимых потребностей ГАУЗ "ЕЦРБ".
На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о том, что установленный контроль режима со значением 134оС/5,5 мин не предусмотрен действующими методическими указаниями МУ 287-113, и производители индикаторов не изготавливают индикаторы 6 класса с указанным контролем режима.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническим заданием аукционной документации были установлены следующие требования к режиму стерилизации - 121оС /15 мин. и 134оС /5,5 мин.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В таблице 4.1. Методических указаний по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МУ-287-113 от 30 декабря 1998 г. установлены следующие режимы и порядок проведения стерилизации паровым методом:
Согласно указанной таблице при температуре стерилизации равной 134°C время стерилизационной выдержки при ручном и полуавтоматическом управлении составляет не менее 5 минут, при автоматическом управлении номинальное значение 5 минут, при предельном отклонении +1 минута, из чего следует, что указанный в техническом задании режим не противоречит режиму стерилизации, указанному в методических указаниях и укладывается в диапазон, установленный в документации.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика все стерилизаторы на территории Российской Федерации, при получении регистрационного удостоверения должны пройти валидацию предустановленных в них режимов.
Таким образом, разрешение РОСЗДРАВНАДЗОРом режима 134оС/5,5 мин при валидации имеющегося в лечебно-профилактических отделениях оборудования, не противоречит действующим техническим регламентам.
Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что установленные требования к характеристикам и показателям необходимого к поставке товара были установлены из потребностей Заказчика, являющихся определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Ввиду чего в документацию включены такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечали бы его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
При установлении показателей режима стерилизации индикатора нарушений действующего законодательства о контрактной системе не выявлено.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "Строймост" (вх. N8113/ж от 16.06.2021 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ЕЦРБ" при проведении закупки N 0311300039421000042 на предмет: Право заключения контракта на поставку индикаторов стерилизации для нужд ГАУЗ "ЕЦРБ" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии: |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии: |
Л.А. Акперова
С.К. Коваленко |
Исп.:Акперова Л.А.
8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 июня 2021 г. N 016/06/33-1055/2021 (ключевые темы: товарный знак - техническое задание - государственные и муниципальные нужды - машины и оборудование - промышленный образец)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021