Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО ПЦ "Инвест-Проект" (далее - Заявитель) на действия управления экономики администрации МО Калининский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство центра единоборств в Калининском районе Краснодарского края в мкр. Северном ст. Старовеличковской" (извещение N 0318300526221000050) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель не согласен с порядком оценки заявок указанным в протоколе N 0318300526221000050-2 рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 10.06.2021 г.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.04.2021 г. Уполномоченным органом - управлением экономики администрации МО Калининский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство центра единоборств в Калининском районе Краснодарского края в мкр. Северном ст. Старовеличковской" (извещение N 0318300526221000050). Заказчик - МКУ "Калининскаякапстрой".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 599 220,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу N0318300526221000050-2 рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 10.06.2021 г. Заявка ООО ПЦ "Инвест-Проект" соответствует.
Согласно ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 настоящего Федерального закона), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, после размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 12 настоящей статьи, вправе направить оператору электронной площадки в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику открытого конкурса в электронной форме соответствующие разъяснения и разместить их в единой информационной системе (ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе).
Согласно информации размещенной на сайте zakupki.gov.ru в Единой Информационной системе размещено разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме от 23.06.2021 N2
Заявитель в жалобе указывает, что подтвердил свою квалификацию по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия 30%) в полном объеме, однако необоснованно набрал по нему 0 баллов.
Согласно ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе не подлежит рассмотрению.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС России установлены нарушения Закона о контрактной системе.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Согласно п. 6) ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Вместе с тем, в Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
Стоимостные критерии оценки:
1. Критерий "Цена контракта".
Не стоимостные критерии оценки:
2. Оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки, % |
Формула расчёта количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
Проработанность и качество представленных предварительных архитектурных и проектных решений. |
100 |
Шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения:
Не предоставление следующих материалов и сведений: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ. Количество баллов - 0 баллов.
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения) - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ. Количество баллов - 10 баллов.
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с основными проектными решениями (технические и технологические решения) на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ. Количество баллов - 40 баллов.
Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: - описание последовательности и порядка выполнения проектных (включая инженерные изыскания) работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание используемого оборудования) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, с указанием сроков выполнения каждого вида работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения, укрупненные стоимостные показатели) на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); - описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ, в том числе наличие приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ. Количество баллов - 100 баллов. |
В рамках показателя оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участником закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в конкурсной документации, а именно, наличие в заявке участника закупки развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: последовательность и порядок выполнения проектно-изыскательских работ (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов и используемого оборудования) с привязкой к объекту согласно заданию на выполнение проектно-изыскательских работ и с основными проектными решениями (технические и технологические решения, укрупненные стоимостные показатели) на актуализированных материалах (предлагаемые основные проектные решения и фотоматериалы соответствуют градостроительной ситуации на период проведения конкурса); описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении проектно-изыскательских работ, в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ. |
ИТОГО |
100 |
|
3. Оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки, % |
Формула расчёта количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||
1. Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера* и объема |
Количество исполненных участником закупки контрактов (договоров), на выполнение работ по выполнению работ сопоставимого характера, ценой не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме |
50 |
Шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения:
|
Копии контрактов (договоров) по объекту закупки открытого конкурса в электронной форме, заключенных с государственными или муниципальными заказчиками; Копий актов приема-передачи или иных документов, подтверждающих приемку товара (выполнение работ, оказание услуг) заказчиками и подписанных обеими сторонами (без замечаний со стороны заказчика); Копии положительных заключения государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий, полученные в 2018 - 2021 гг. |
||||||||||||||
2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (специалистами), предлагаемых для выполнения работ, соответствующих объекту закупки |
Наличие в штате квалифицированных специалистов с высшим образованием по специальности: Промышленное и гражданское строительство, Архитектура, Проектирование зданий, Городское строительство и хозяйство или Автомобильные дороги и аэродромы, Прикладная геодезия или Земельный кадастр, Инженерно-геологические изыскания или Геология и разведка месторождений полезных ископаемых, Геофизика, Водоснабжение и канализация, Инженерная защита окружающей среды, Электроснабжение, Электрификация, Теплогазоснабжение и вентиляция, Промышленная теплоэнергетика, Тепловые электрические станции, Технология производства (виды производства могут быть любые) и стажем работы не менее 5-ти лет. |
50 |
Шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений или порядок их определения:
|
Подтверждается при наличии в заявке одновременно всех нижеперечисленных документов: Комплект документов по каждому сотруднику, включающий: 1) копия диплома или документа о присвоении необходимой профессиональной квалификации. 2) копии документов, подтверждающих трудовые отношения с Участником: Копия трудовой книжки (или выписки из электронных трудовых книжек) и (или) копия трудового договора (документы предоставляются в полном объеме).
3) копия отчета "Сведения о застрахованных лицах"* по форме СЗВ-М за месяц, предыдущий месяцу проведения конкурса, направленный в Пенсионный Фонд РФ (далее - ПФР), подтверждающий наличие трудовых отношений с работниками, заявленных в перечне;
4) копия документа ПФР, подтверждающего факт получения направленных сведений по форме СЗВ-М за месяц, предыдущий месяцу проведения конкурса; (документы предоставляются в полном объеме). В случае предоставления неполного пакета документов в отношении квалифицированных специалистов, указанных в составе заявке, либо выявления в представленных документах недостоверной информации, выявления несоответствия сведений, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста |
||||||||||||||
ИТОГО |
100 |
|
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В качестве подтверждения опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера также могут служить контракты, заключенные с заказчиками, не являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателями бюджетных средств (коммерческие договоры), которые в силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ могут проходить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий.
Из приведенных выше Критериев оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого характера и объема" следует, что опыт по успешному выполнению работ и оказанию услуг сопоставимого объема Заказчиком будут учитываться контракты, заключенные с государственными или муниципальными заказчиками.
Из Письма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт, квалификацию.
Таким образом, Заказчик вправе оценивать квалификацию (опыт) участника закупки сопоставимого характера и объема по постановлению Правительства РФ N 1085 как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (что подтверждается определением Верховного Суда по делу N А59-3392/2015).
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. А подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют).
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 г. по делу N А32-42845/2017 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 303-КГ16-12778.
Заказчиком в целях оценки и сопоставления предложений участников закупки по данному критерию установлен следующий показатель: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Оценивается предложение участника об общей стоимости исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора).
Под работами сопоставимого характера понимается, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных (муниципальных) контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Вместе с тем, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков, следовательно, требование о предоставлении контрактов/договоров, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки и ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов.
Относительно довода заявителя о предоставлении исполненных контрактов (договоров) за последние 3 года предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, Комиссия Краснодарского УФАС России считает, требование в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе по мнению Комиссии, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, соответствие участников закупки дополнительным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства N 99), а именно п.2 - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
- Копии положительных заключения государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий, полученные в 2018 - 2021 гг.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" следует, что заявителем при проведении государственной экспертизы является - технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы. Таким образом, обязанность по получению положительного заключения экспертизы действующим законодательством на подрядчика не возложена.
Подтверждение опыта работы путем предоставления копии положительного заключения экспертизы является избыточным, так как получение положительного заключения экспертизы перед строительством объекта является обязанностью Заказчика, а не подрядчика. Положительное заключение выдается на имя Заказчика и, следовательно, может появиться у подрядчика, только в случае если сам Заказчик предоставит такое заключение. Таким образом, условие о предоставлении положительного заключения экспертизы ставит подрядчика в зависимость от действий третьих лиц.
Данная позиция подтверждается многочисленной судебной и антимонопольной практикой, так постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2019 N Ф10-2561/2019 по делу N А83-13759/2018 (оставлено без изменения Верховным Судом Российской Федерации) в котором указано: "Кроме того, суд пришел к выводу о том, что подтверждение опыта работы путем предоставления копии положительного заключения Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" является избыточным с учетом положений части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду достаточности документов об исполнении контрактов на выполнение работ сопоставимого характера, требующих обязательной экспертизы проектной документации".
Заказчиком в Разделе 10 конкурсной документации установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", где в качестве подтверждения по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (специалистами), предлагаемых для выполнения работ, соответствующих объекту закупки" участникам необходимо предоставить следующие документы, а именно:
- ..копии документов, подтверждающих трудовые отношения с Участником:
Комиссия Краснодарского УФАС России считает ненадлежащим установленное требование, поскольку может привести к ограничению числа участников конкурса, поскольку наличие специалистов исключительно в штате исполнителя исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера.
Установленный порядок оценки не отвечает целям проведения открытого конкурса, не способствует определению лучших условий исполнения контракта, ограничивают участников закупки и не может использоваться для определения победителя проводимого конкурса, а также нарушает требования ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 8 ст. 32 и п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Также, Заказчиком установлен субъективный порядок оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" по которой оценивается проработанность и качество представленных архитектурных и проектных решений.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПЦ "Инвест-Проект" необоснованной. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок по критериям качества, квалификации на участие в конкурсе.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МКУ "Калининскаякапстрой" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что МКУ "Калининскаякапстрой" заключен контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300526221000050).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июня 2021 г. N 948/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021