Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также -Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Аква", надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" - Кодьяковой О.Н. (действующая по доверенности Nб\н от 27.05.2021 года), в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аква" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.06.2021 поступила жалоба ООО "Аква" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.06.2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.508.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, проведя внеплановую проверку, установила, что 14.05.2021 уполномоченным органом - Государственным казенным учреждением Астраханской области "Региональный центр организации закупок" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) и документация о нем.
Заказчиком указанного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее также - Заказчик).
Аукционная документация утверждена руководителем контрактной службы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н.
В извещение и документацию вносились изменения.
Измененные редакции размещены на официальном сайте 18.05.2021 года, 04.06.2021 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 521 524,50 руб.
1.Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно установил к объекту закупки дополнительные требования, не включенные в позицию КТРУ, не обосновав такие требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки (реестровый N 0825500000721000297) является поставка дезинфицирующих средств, относящихся к следующим кодам КТРУ: 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000002, 20.20.14.000-00000004, 20.20.14.000-00000009.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
1.Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пп.6, 7 Технического задания аукционной документации по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000005 установлена необоснованная дополнительная характеристика, как: "Содержит в качестве действующих веществ спирты - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе или смесь спиртов *".
Согласно Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено следующее обоснование дополнительных характеристик товара:
"Требование Роспотребнадзора N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами"".
Однако из Письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" не следует необходимость содержания в дезинфицирующем средстве в качестве действующих веществ смеси спиртов.
Следовательно, размещенное Заказчиком обоснование дополнительных характеристик таковым фактически не является, и Заказчик должен был обосновать необходимость ему дезинфицирующего средства, содержащего в качестве действующих веществ смеси спиртов.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные характеристики к товару, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя является обоснованным.
2.Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в пп.9,10 Технического задания аукционной документации по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000005 установлена такая дополнительная характеристика, как: "Средство не содержит в своем составе производные альдегида, активный хлор, фенолы, спирты, ферменты, дидецилдиметиламмоний хлорид".
Обоснованием таких дополнительных характеристик товара является следующее: "Требование установлено в связи с уже наличием в техническом задание дезинфицирующих средств к закупке, которые содержат данные вещества".
Однако Техническое задание аукционной документации не содержит таких дезинфицирующих средств.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные характеристики к товару, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение.
3.Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в пп.1,2,8 Технического задания аукционной документации необоснованно установлена такая дополнительная характеристика, как: "Антимикробная активность: в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов ( в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов, ВИЧ, полиомиелита), грибов рода Кандида (кандидозы), Трихофитон (дерматофитии) и плесневых грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции". Аналогичный довод указан Заявителем по дополнительной характеристике: "Средство на водной основе, не содержит отдушек, красителей и щелочей. Не токсично", установленной Заказчиком в пп.5 Технического задания аукционной документации.
Комиссия Управления не соглашается с доводами Заявителя исходя из следующего.
Согласно Технического задания аукционной документации Заказчиком в пп.1,2,8 по позициям "Средство дезинфицирующее" в обоснование дополнительных характеристик: "Антимикробная активность" установлено следующее: "*Антимикробная активность указана в соответствии со спецификой деятельности и нагрузкой лечебного учреждения".
По пп. 5 Технического задания аукционной документации Заказчиком в обоснование такой дополнительной характеристики как: "Средство на водной основе, не содержит отдушек, красителей и щелочей. Не токсично" установлено: "*Требование установлено для минимизации нежелательных реакций у медперсонала и пациентов".
Следует отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрены конкретные формы обоснования дополнительных характеристик товара.
Спорные дополнительные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие данные доводы Заявителя, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что такие доводы Заявителя не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аква" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297).
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии:
Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 июня 2021 г. N 030/06/33-836/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021