Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев жалобу ООО "Софт Пром" (ИНН: 7702550223) на действия Заказчика ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных нужд, начальная (максимальная) цена контракта - 8 952 000,00 рублей (извещение N 0190200000321006101), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3556 от 16.06.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 31.05.2021 16:57 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 16.06.2021 06:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 17.06.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 18.06.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что требование наличия у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающую в себя следующие виды работ (услуг) - хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих) установлено неправомерно, в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе. Аукционная документация не содержит в своем составе работ и услуг, требующих от исполнителя хранения компьютерного томографа, и в частности рентгеновского излучателя, который по своей сути является источником ионизирующего излучения.
Заказчик представил мотивированное возражение на жалобу. Просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники - является видом деятельности, на который требуется лицензия.
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3 "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение), в соответствии с которым лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (пункт 3 Положения).
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
11.06.2021 Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос разъяснений положений аукционной документации, в котором участник закупки просил внести изменения в аукционную документацию по указанным основаниям.
Из разъяснений Заказчика следует, что в соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона допускается не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Дата окончания подачи заявок по данному аукциону 16.06.2021 г. Ввиду вышеизложенного, внесение изменений в аукционную документацию не представляется возможным.
15.06.2021 разъяснение положений документации об электронном аукционе размещено на официальном сайте ЕИС.
Заявитель полагает, что указанным разъяснением Заказчик фактически подтвердил согласие с доводами, приведенными участником закупки.
Согласно извещению N 0190200000319014622 объектом закупки является "Оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных нужд".
В Техническом задании (приложению N 1.1 к Потребности) на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных нужд (медицинское оборудование CE Revolution EVO) установлены требования к организации и порядку проведения технического обслуживания медицинских изделий.
В п. 2.1 указаны виды работ по техническому обслуживанию: Периодическое ТО (п. 2.1.1); Техническое диагностирование (п. 2.1.2); Ремонт МИ (2.1.3); Внеплановое ТО (п. 2.1.4); Контроль технического состояния (п. 2.1.5).
В п. 2.2 Требования к работам по техническому обслуживанию указаны требования к периодическому техническому обслуживанию медицинских изделий (2.2.1), требования к техническому диагностированию (п. 2.2.2), требования к ремонту медицинских изделий (п. 2.2.3), требования к внеплановому техническому обслуживанию (п. 2.2.4), требования к проведению контроля технического состояния КТС (п. 2.2.5).
В п. 2.2.3 Требования к ремонту медицинских изделий указано, что Исполнитель обязан поставлять запасные части и расходные материалы необходимые для восстановления работоспособности МИ, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (кроме рентгеновских излучателей, цифровых детекторов, усилителей рентгеновского изображения (УРИ).
Из материалов дела видно, что объектом закупки в том числе является выполнение технического обслуживания медицинского оборудования CE Revolution EVO. Оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования запланировано проводить с использованием запасных частей и расходных материалов, необходимых для восстановления работоспособности МИ, кроме рентгеновских излучателей, цифровых детекторов, усилителей рентгеновского изображения (УРИ).
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС установила, что Заказчик включил в документацию об электронном аукционе требование, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, в том числе:
- копия лицензии или выписка из реестра лицензий в установленной форме на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), виды работ: Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
При этом Аукционная документация не содержит в своем составе работ и услуг, требующих от исполнителя хранения компьютерного томографа, и в частности рентгеновского излучателя, который по своей сути является источником ионизирующего излучения.
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Р 57501-2017 "техническое обслуживание; ТО: Комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем)". Примечание - При проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в документации об электронном аукционе требование, согласно которому участник закупки обязан иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), с видом работ по хранению источников ионизирующего излучения является излишним и противоречит положениям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Указанные нарушения, допущенные заказчиком в документации об электронном аукционе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Софт Пром" (ИНН: 7702550223) на действия Заказчика ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница" (ИНН: 8901004862), при осуществлении закупки способом электронного аукциона оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных нужд, начальная (максимальная) цена контракта - 8 952 000,00 рублей (извещение N 0190200000321006101), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение документации извещение N 0190200000320013871, о необходимости представить в срок до 05.07.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 07.07.2021 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 июня 2021 г. N 089/06/31-342/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021