Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Альфамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003421003131),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) 24.06.2021 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Согласно жалобе, заявитель полагает, что аукционной документацией неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом работ - "экспертиза заболевания с профессией".
Заявитель указывает, что предметом рассматриваемой закупки является проведение всех обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.
Данная экспертиза проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией".
Лицензию на проведение экспертизы связи заболевания с профессией имеет узкий круг медицинских организаций, которые осуществляют данную деятельность в рамках расследования и учета профессиональных заболеваний
В свою очередь проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников не включает в себя экспертизу связи заболевания с профессией.
Кроме того, заявитель указывает, что в пункте 4.2.6 проекта договора указано, что в соответствии с Законом N 323-ФЗ Исполнитель обязан быть подведомственным исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Данное условие исключает возможность оказать закупаемые услуги коммерческими медицинскими организациями, что является нарушением пункта 4 Порядка N 29н, закрепляющего, что проведение предварительных и периодических осмотров может проводится медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 29.06.2021), согласно которых документация об электронном аукционе на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Пояснил, что предметом закупки является оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников заказчика, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4).
Согласно статье 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии с п. 40 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасных условий труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводится 1 раз в пять лет.
Определение центра профессиональной патологии закреплено в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 31.01.2019 N 36н "Об утверждении порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания"- это специализированная медицинская организация или специализированное структурное подразделение медицинской или иной огранизации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и экспертизе связи заболевания с профессией".
В соответствии с п. 5 Приказа N 29н, п. 418 Приказа Минсоцздравразвития России от 05.05.2012 г. "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" для проведения обязательных медицинских осмотров работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Пунктом 41 Приказа N 29н определено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при проведении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, указанные лица свидетельствуются врачебной комиссией, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.
Пунктом 5.1 статьи 16 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъктов РФ в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (письмо от 29.06.2021), считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению, сообщил, что на участие в закупке поступило 3 заявки участников закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.
По результатам такой экспертизы выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.
Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Минздрава России от 31.01.2019 N 36н (далее - Порядок N 36н).
В соответствии с данным Порядком экспертиза связи заболевания с профессией проводится в рамках расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967.
Экспертиза проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией".
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах заказчика на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4). Начальная (максимальная) цена контракта 8 891 132,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 17.06.2021 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421003131.
Согласно Разделу 3 аукционной документации объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи"", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4).
Приложение N1 к документации об электронном аукционе (описание объекта закупки) содержит перечень специалистов, диагностических манипуляций, лабораторных и функциональных исследований и прочих услуг, проводимых в рамках обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4).
Пунктом 5.1 Раздела 5 аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" установлено требование к участником закупки о наличие лицензии на осуществлении медицинской деятельности по видам работ: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); профпатологии; экспертизе профессиональной пригодности; экспертизе заболевания с профессией или выписки из реестра лицензий.
Согласно 4.2.5. договора на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) (Приложение N 2 к аукционной документации) в рамках проведения осмотра провести анкетирование обследуемых лиц в целях:
- сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта, дорсопатий;
- определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности.
Определить относительный сердечно-сосудистый риск у граждан в возрасте от 18 до 40 лет включительно (по шкале сердечно-сосудистого риска SCORE);
Определить абсолютный сердечно-сосудистый риск - у граждан в возрасте старше 40 лет.
Выдать заключительный акт, заключения, личные медицинские книжки с внесенными данными о прохождении медицинского осмотра, выписку из медицинской карты (в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и иных исследований, заключение по результатам периодического осмотра, а также рекомендации по профилактике заболевнаий) (п. 4.2.7 договора).
Согласно п. 4.2.6 договора на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) Исполнитель обязан быть подведомственным исполнительному органу государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.
Комиссия отмечает, что предметом закупки является оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в связи с чем требование, как о наличии спорной лицензии, так и к Исполнителю (медицинской организации), уполномоченной на то соответствующим органом, обусловлено отраслевым законодательством, а также необходимостью оказание медицинских осмотров особой категории работников.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.06.2021 на участия в закупке поступило 3 заявки участников аукциона, что опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО "Альфамед" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4) (0167200003421003131) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 июня 2021 г. N 072/06/44/109/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021