Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха" (далее - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная компания Прогресс" (далее - ООО "СВК-Прогресс", заявитель): <_> (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заказчика государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "СВК Прогресс" на действия (бездействия) заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству наружного освещения на участках км 153+300 - км 155+900 с. Томтор и км 155+900 - км 156+600 с. Куйдусун автомобильной дороги "Оймякон" в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000621006968), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СВК-Прогресс" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "СВК-Прогресс" следует, что:
1) Критерии оценки заявок о предоставлении только контрактов с указанием реестровых записей контрактов ограничивает участников закупки.
2) Критерий оценки заявок в отношении срока исполнения контракта являются ненадлежащими, как не соответствующие порядку, поскольку ограничивают участников закупки.
3) Предоставление контракта (договора), подтверждающие опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, не является объективной оценкой опыта исполнения контрактов (договоров).
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "СВК-прогресс" частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы заявителя о том, что критерии оценки заявок о предоставлении только контрактов с указанием реестровых записей контрактов ограничивает участников закупки, признан обоснованным на основании следующего:
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки конкурсных заявок содержались в части 4 конкурсной документации в частности: "В рамках настоящей закупки под Опытом участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема следует считать общую стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по устройству уличного и (или) наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального и (или) межмуниципального значения (ОКПД 2 43.21.10.220).
При этом в учет принимаются контракты отвечающие следующим условиям:
1) Информация о контракте (договоре) должна содержаться в реестре контрактов Единой информационной системы (zakupki.gov.ru);
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту; б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В пунктах 10 и 27 названных правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ (Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N 308-КГ18-11230 по делу N А32-42845/2017).
Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения работ не для государственных или муниципальных нужд, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки.
Заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
Довод жалобы заявителя о том, что критерии оценки заявок в отношении срока исполнения контракта являются ненадлежащими, как не соответствующие порядку, поскольку ограничивают участников закупки.
Оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Федеральным законом и правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком Частью 4 конкурсной документации установлено в том числе следующее:
2.1. Показатель нестоимостного критерия оценки - "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", значимость показателя - 100%, коэффициент значимости показателя - 1.
В рамках настоящей закупки под Опытом участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема следует считать общую стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по устройству уличного и (или) наружного освещения на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального и (или) межмуниципального значения (ОКПД 2 43.21.10.220).
При этом в учет принимаются контракты, отвечающие следующим условиям:
<_>
2) Исполнение контракта (договора) завершено в январе 2018 года или позднее (по дате последнего акта оказанных услуг (выполненных работ)). <_>
Необходимо отметить, что основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.
При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы отсутствуют надлежащие доказательства (документы), подтверждающие обоснованность довода жалобы. В заседании Комиссии представитель заявителя документов, подтверждающих необоснованное установление оспариваемых требований не представил.
Довод жалобы признан необоснованным.
Довод жалобы заявителя о том, что предоставление контракта (договора), подтверждающие опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, не является объективной оценкой опыта исполнения контрактов (договоров).
Предметом контракта является выполнение работ по устройству наружного освещения.
При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы отсутствуют надлежащие доказательства (документы), подтверждающие обоснованность довода жалобы. В заседании Комиссии представитель заявителя документов, подтверждающих необоснованное установление оспариваемых критериев не представил.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
Жалоба ООО "СВК-Прогресс" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СВК Прогресс" на действия (бездействия) заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству наружного освещения на участках км 153+300 - км 155+900 с. Томтор и км 155+900 - км 156+600 с. Куйдусун автомобильной дороги "Оймякон" в Оймяконском районе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000621006968) частично обоснованной.
2. Признать заказчика государственного казенное учреждение "Управление автомобильных дорог РС(Я)" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 8 часть 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. N 014/06/54.3-1208/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021