Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), на основании Приказа Якутского УФАС России от 05.102020 N 06-01/2020, в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дана" (далее - ООО "НПП "Дана", заявитель): <_>, <_> (представители по доверенностям);
в отсутствии:
заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", заказчик) не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "НПП "Дана" на действия (бездействия) заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" при проведении электронного аукциона на поставку плотов спасательных речных (извещение N 0316100015221000241), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "НПП "Дана" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Джули" следует, что:
1. Заказчик при описании объекта закупки нарушил требования закона о контрактной системе;
2. Аукционная комиссия заказчика неправомерно признала первую часть заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителей не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "НПП "Дана" частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о том, что заказчик при описании объекта закупки нарушил требования закона о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из вышеуказанного заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно пункта 6.4. Части Х "Правила классификации и постройку судов" Российского Речного Регистра (далее - Правила) требования слоистых текстильных материалов распространяется на текстильные материалы, имеющие резиновое или пластмассовые покрытия, предназначенные для изготовления работающих под давлением конструкций.
Пунктом 6.4. Правил установлено, что при установке спасательных плотов проверяется соответствие типа, количества, вместимости, размещения, клейм и маркировки плотов требованиям согласованной технической документации, наличие сертификатов Речного Регистра.
Кроме того, согласно пункта 2.10 приложения 13 Методические указания по испытаниям типовых образцов спасательных средств "Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов" Российского речного регистра установлено, что специальные испытания надувных спасательных плотов заключаются в следующем:
<_> спасательный плот, упакованный и со снаряжением, необходимо выдерживать не менее 24 ч в холодильной камере с температурой минус 30оС. После этого плот надувают от системы газонаполнения.
Плот считается выдержавшим испытание, если рабочее давление плота достигается в течение не более 3 мин и не обнаружено деформации швов, растрескивания или каких-либо других повреждения плота.
Таким образом, Правила не регламентирует применение определенных тканей для изготовления надувных спасательных плотов. Подтверждением соответствия использования тканей в производстве спасательных плотов является свидетельство об одобрении типа изделия, выданный Российским Речным Регистром. Данное требование установлено в приложении N 2 аукционной документации.
Согласно Техническому заданию к поставке требуются товары со следующими техническими характеристиками:
N п/п |
Наименование Товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Технические характеристики |
1. |
Плот спасательный аварийный (ПСН-10 C-Pack с гидростатом) |
шт |
1 |
Назначение: коллективное спасательное средство для пассажиров и экипажа надводных судов внутреннего плавания эксплуатирующихся в бассейнах "Р", "О", "М", а также севернее широты 66о30'. Плоты с комплектацией C PACK предназначены также и для судов смешанного (река-море) плавания, эксплуатирующийся в морских районах и не совершающих международные рейсы. Плоты обеспечивают поддержание на плаву расчетного количества людей, предохраняют их от воздействия непогоды и резких колебаний температуры. На плоту имеются предметы первой необходимости для сохранения жизни, сигнальные средства и ремонтные материалы. Конструкция плотов спасательных надувных сбрасываемого типа соответствует требованиям правил Российского Речного Регистра, технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта". Плот спасательный надувной представляет собой надувное плавучее средство, изготовленное из прорезиненной ткани, и состоит из следующих составных частей: - камера плавучести; - днище; - тент; - система газонаполнения. Материал камеры плавучести: прорезиненная ткань Материал тента: прорезиненная ткань Описание: - вместимость, чел: 10 - объем камеры плавучести, м3: не менее 0,960 (неизменяемое значение) - площадь днища, м2: не менее 3,72 (неизменяемое значение) - рабочее давление в камере плавучести, кПа: в диапазоне от 12 до 14 - габаритные размеры плота в контейнере, мм: длина 1350, диаметр 570 - масса плота в контейнере, кг: не более 90 (неизменяемое значение) - технический ресурс плота, суток: не менее 3 (неизменяемое значение) Комплектация и снабжение плота ПСН-10 C PACK: - плот ПСН-10 - 1 шт; - баллон СГНП-8 - 1 шт; - электроогонь - 1 шт; - кольцо спасательное с линем плавучем 30 м - 1 шт; - черпак - 1 шт; - губка - 2 шт; - нож плавающий со штертом - 1 шт; - мешок с пробками - 1 шт; - якорь плавучий - 1 шт; - инструкция по немедленным действиям - 1 шт; - инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту - 1 шт; - чехол для головки баллона СГНП - 1 шт; - чехол упаковочный - 1 шт; - контейнер КСП - 1 шт; - устройство разобщающее гидростатическое УРГ - 1 шт; - фальшфейер красного огня - 6 шт; - фонарь электрический - 1 шт; - аптечка первой помощи - 1 шт; - свисток сигнальный - 1 шт; - гребок плавучий - 2 шт; - мех ручной - 1 шт; - комплект ремонтных принадлежностей: шкурка шлифовальная (150 _ 10 см2) 1 шт, клей 4508 в банке 150 гр. 1 шт; - шайба из прорезиненной ткани: диаметром 100 мм 3 шт, диаметром 50 мм 3 шт; - средство теплозащитное - 2 шт. Свидетельство и сертификат Российского Речного Регистра об одобрении серийного и типового изделия по форме наблюдения "Р", "ОР" согласно п. 5.8.1. приложения 1 "Номенклатура объектов технического наблюдения, осуществляемого Российским Речным Регистром" к правилам Российского Речного Регистра. Дата изготовления: не ранее 2020 года. |
Комиссией установлено, что в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком сформированное техническое задание вместе с запросами коммерческих предложений было направлено в адрес потенциальных поставщиков. В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал информацию о ценах на товар, поступившую от трех хозяйствующих субъектов: АО "Искож" (исх. N 122-03/90 от 03.03.2021), ИП Щербаков А.С. (исх. N без номера и даты), ИП Артеменко О.В. (исх. N без номера от 20.05.2021). В данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности поставки только плота спасательного ПСН-10Р С - Pack.
Объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и его производитель. Вместе с тем, установление рассмотренных технических характеристик не позволяют принять участие в закупки производителям эквивалентных товаров, удовлетворяющих потребности заказчика.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 14 апреля 2015 г. N АК/18070/15 установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Таким образом, документация об аукционе в части описания объекта закупки составлена и утверждена Заказчиком с нарушениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении дополнительных требований к материалам тента и камеры плавучести плота спасательного аварийного.
Довод заявителя о том, что аукционная комиссия заказчика неправомерно признала первую часть заявки не соответствующей требованиям аукционной документации, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Подавая заявку на участие в аукционе, участники закупки дают согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Следовательно, непосредственно перед подачей заявки, участниками закупки, в том числе заявителем, были изучены документация об электронном аукционе, в том числе, инструкция по заполнению заявки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.06.2021 N 0316100015221000241 заявка ООО "НПП "Дана" под N 1 была отклонена по следующему основанию:
"п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: В нарушение приложения N 2 информационной карты аукционной документации указанные конкретные показатели не соответствуют значениям, установленным приложением N 2 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации. В частности, Материал камеры плавучести и Материал тента не соответствуют требованиям установленным аукционной документацией, указано: "слоистый текстильный материал" разрешённым к применению Российским Речным Регистром для изготовления надувных спасательных плотов, требуется: прорезиненная ткань"
В силу пункта 1.1.2.1 Инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
При этом наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Приложении N 2 к ЧАСТИ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе. Соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Приложении N 2 к ЧАСТИ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с потребностью заказчика установлены, в том числе и следующие требования в "Часть II. Техническая часть аукционной документации" аукционной документации:
N п/п |
Наименование Товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Технические характеристики |
2. |
Плот спасательный аварийный (ПСН-10 C-Pack с гидростатом) |
шт |
1 |
Назначение: коллективное спасательное средство для пассажиров и экипажа надводных судов внутреннего плавания эксплуатирующихся в бассейнах "Р", "О", "М", а также севернее широты 66о30'. Плоты с комплектацией C PACK предназначены также и для судов смешанного (река-море) плавания, эксплуатирующийся в морских районах и не совершающих международные рейсы. Плоты обеспечивают поддержание на плаву расчетного количества людей, предохраняют их от воздействия непогоды и резких колебаний температуры. На плоту имеются предметы первой необходимости для сохранения жизни, сигнальные средства и ремонтные материалы. Конструкция плотов спасательных надувных сбрасываемого типа соответствует требованиям правил Российского Речного Регистра, технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта". Плот спасательный надувной представляет собой надувное плавучее средство, изготовленное из прорезиненной ткани, и состоит из следующих составных частей: - камера плавучести; - днище; - тент; - система газонаполнения. Материал камеры плавучести: прорезиненная ткань Материал тента: прорезиненная ткань Описание: - вместимость, чел: 10 - объем камеры плавучести, м3: не менее 0,960 (неизменяемое значение) - площадь днища, м2: не менее 3,72 (неизменяемое значение) - рабочее давление в камере плавучести, кПа: в диапазоне от 12 до 14 - габаритные размеры плота в контейнере, мм: длина 1350, диаметр 570 - масса плота в контейнере, кг: не более 90 (неизменяемое значение) - технический ресурс плота, суток: не менее 3 (неизменяемое значение) Комплектация и снабжение плота ПСН-10 C PACK: - плот ПСН-10 - 1 шт; - баллон СГНП-8 - 1 шт; - электроогонь - 1 шт; - кольцо спасательное с линем плавучем 30 м - 1 шт; - черпак - 1 шт; - губка - 2 шт; - нож плавающий со штертом - 1 шт; - мешок с пробками - 1 шт; - якорь плавучий - 1 шт; - инструкция по немедленным действиям - 1 шт; - инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту - 1 шт; - чехол для головки баллона СГНП - 1 шт; - чехол упаковочный - 1 шт; - контейнер КСП - 1 шт; - устройство разобщающее гидростатическое УРГ - 1 шт; - фальшфейер красного огня - 6 шт; - фонарь электрический - 1 шт; - аптечка первой помощи - 1 шт; - свисток сигнальный - 1 шт; - гребок плавучий - 2 шт; - мех ручной - 1 шт; - комплект ремонтных принадлежностей: шкурка шлифовальная (150 _ 10 см2) 1 шт, клей 4508 в банке 150 гр. 1 шт; - шайба из прорезиненной ткани: диаметром 100 мм 3 шт, диаметром 50 мм 3 шт; - средство теплозащитное - 2 шт. Свидетельство и сертификат Российского Речного Регистра об одобрении серийного и типового изделия по форме наблюдения "Р", "ОР" согласно п. 5.8.1. приложения 1 "Номенклатура объектов технического наблюдения, осуществляемого Российским Речным Регистром" к правилам Российского Речного Регистра. Дата изготовления: не ранее 2020 года. |
В целях объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" о предоставлении документов, представленных в составе первых частей заявок участников закупки.
Из представленных оператором электронной площадки сведений следует, что в составе первой части заявки заявителем указано, в том числе следующее:
Таким образом, предложение заявителя составлено с нарушением положений п. 1.1.2.1 Инструкции по заполнению заявки, характеристика товара - материал камеры плавучести и материал тента не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика правомерно отказала участнику в допуске к участию в аукционе, в связи с чем, второй довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Дана" частично обоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. N 014/06/59-1211/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021